Евроэкспресс

Сохранить нельзя разрушить

Время разрушает практически все – вопрос только в скорости. Архитектурные памятники, предметы искусства, объекты культурного наследия не являются исключением. К сожалению, зачастую сами люди усугубляют естественный процесс «старения» ценностей, хотя могут, насколько это возможно, попытаться противостоять влиянию времени. Общеевропейская сеть сохранения культурно-исторического и природного наследия Europa Nostra, работающая в рамках программы Creative Europe, представила список из семи наиболее ценных историко-культурных объектов на территории европейского континента, которые находятся под угрозой разрушения. Хорошая новость в том, что их еще можно попытаться спасти и сохранить для будущих поколений.

Морская крепость Патарей (Эстония)

3185499470_d87a7c613e_z

Крепость Патарей в Таллине – крупнейший архитектурный военно-оборонительный ансамбль в Эстонии. Построенная в 1840-х годах, крепость в последнее столетие, до 2005 года, использовалась как тюрьма для политических заключенных. В настоящее время она является важным символом национального противостояния двум режимам – коммунистическому и нацистскому. Формально, люди не разрушали крепость – это делает суровый балтийский климат с высокой влажностью, пронзительными ветрами и резкими перепадами температур. Не удивительно, что при отсутствии должного ухода за зданием, без малого двухсотлетний форт подвергся значительной трансформации. Эстонское общество наследия, которое подало заявку на включение форта в список уязвимых памятников Europa Nostra, предлагает восстановить крепость и превратить ее в музейный комплекс, креативный хаб с гостиницей, офисными пространствами и апартаментами.  По мнению экспертов, у Патарей есть огромный потенциал стать крупнейшей туристической достопримечательностью в Балтийском регионе наряду с другими историко-архитектурными сокровищами Таллина – портом и Старым городом, а также с крепостью Суоменлинна в Хельсинки.

Здание аэропорта Хельсинки-Мальми (Финляндия)

14987247973_3d133ec874_z

В соседней с Эстонией Финляндии также есть один объект, который надо срочно спасать. Здание аэропорта Хельсинки-Мальми – постройка довоенная (1930-х годов), но до сих пор эксплуатируется по назначению. Это второй по загруженности аэропорт в Финляндии после основного Helsinki-Vantaa International – в Мальми каждый год приземляется около 40 тыс. бортов. Здание в хорошем состоянии, о нем добросовестно заботились все эти годы. Так в чем же дело? Существует угроза извне. Новый девелоперский проект развития Хельсинки, включенный в генплан, предусматривает снос аэропорта и использование высвободившегося участка для жилой застройки в 2020 году. Организация Europa Nostra Finland вместе с общественным фондом «Друзья аэропорта Мальми» ратует за сохранения архитектурного памятника и его функций – туристических, культурных, образовательных (там расположена летная школа).

Разводной мост Кольбер в Нормандии (Франция)

colbert

Этот виадук недаром напоминают «лежачую» Эйфелеву башню – мост Кольбер построен по той же самой технологии, что и знаменитый символ Парижа, и с использованием тех же материалов (пудлинговой стали). К слову, это последний крупный разводной мост в Европе, где использован оригинальный гидравлический механизм. Каждый день его пересекают около 12 тыс. транспортных средств и почти 2 тыс. пешеходов. Два года назад компания Syndicat Mixte du Port de Dieppe, которая владеет объектом, приняла решение заменить старую конструкцию 1889 года на современную эстакаду. Однако комитет по защите моста посчитал, что реконструкция старого памятника не только решит все поставленные задачи, но и обойдется значительно дешевле. Включение виадука Кольбер в шорт-лист семи наиболее уязвимых объектов наследия, как надеются защитники, поможет компании сделать правильный выбор и дать мосту вторую жизнь.

Поселение Кампос на острове Хиос (Греция)

campos

Поселение Кампос находится в черте города Хиос на одноименном греческом острове и представляет собой уникальный архитектурный ландшафт, сформировавшийся под влиянием византийской и генуэзской культур. Сохранилось около 200 подворий с оригинальными садами, где применена древняя технология орошения, несколько церквей и других зданий. Некоторые постройки датируются 14 – 18 веками и перемежаются с более современными неоклассическими зданиями начала 20 столетия. Кампос находится под перманентной угрозой разрушения, потому что частные владельцы большинства домов не имеют финансовых возможностей, знаний и навыков, необходимых для сохранения исторического поселения. Местное общество по защите природного и культурного наследия Elliniki Etairia обратилось за помощью в этом деле к специалистам Europa Nostra, которые включили Кампос в список уязвимых и ценных объектов.

Монастырь Св.Антония в Падуа (Испания)

13993931939_a336dc53fb_z

Францисканский монастырь Св.Антония в городе Падуа много веков был центром религиозной и культурной жизни на западе Испании. Построенный в 15 веке на территории деревни Гарровиллас, он был впервые отреставрирован и значительно расширен в середине 17 столетия. Его готический собор и обитель для монахов, построенная в стилистике позднего Ренессанса, были действительно выдающимися с точки зрения архитектуры. В 1991 году памятнику был присвоен титул «Monument of Cultural Interest», однако, надо признать, сейчас он представляет собой удручающего вида развалины. Организация Hispania Nostra прилагает значительные усилия по его сохранению, привлекает волонтеров и профессиональных реставраторов. Включение в список Europa Nostra поможет активизировать эту деятельность, обратить внимание властей, спонсоров и общественности на этот важный культурный объект, а также станет прецедентом для других регионов Испании, где есть немало подобных архитектурных памятников, нуждающихся в защите.

В число семи самых уязвимых объектов Europa Nostra также включила две достопримечательности за пределами Европейского союза – старинные развалины базилики в Ерерюке и расположенная рядом деревня Ани Пемза в Армении, а также древний город Хасанкейф и его окрестности в Турции. Эти памятники, по мнению экспертов, также находятся в серьезной опасности по разным причинам – либо из-за отсутствия опыта по их сохранению, либо из-за нехватки финансовых ресурсов, либо из-за неправильного управления.

Отдельная номинация для Венеции

6522619971_58a68bcd8a_zEuropa Nostra отдельно выделила еще один объект всемирного наследия, имеющий огромное значение для мировой культуры, — Венецианскую лагуну в Италии. «Без лагуны не было бы Венеции и великой венецианской цивилизации. Немного исторических объектов в мире так наглядно демонстрируют, насколько взаимозависимыми могут быть человек и окружающая его среда, культура и природа», — подчеркивают в Europa Nostra. Лагуна сейчас в опасности – сказывается влияние человеческой деятельности, развитие города, туризма, климатические изменения. Специалисты разрабатывают план, как в долгосрочной перспективе сохранить и лагуну, и город. А в ближайшем будущем эксперты настоятельно рекомендуют итальянским властям свести к минимуму или вообще запретить заход круизных лайнеров в лагуну, отложить на неопределенный срок все проекты по углублению и перестройке водных каналов, отменить все масштабные проекты по модернизации порта, перенаправив круизные потоки в Триест, перестроить загрязненную индустриальную зону «Маргера» в научно-технологический парк. Одним словом, в случае с Венецией изменения нужны не «косметические», а глобальные, долговременные, требующие внушительных инвестиций. И судя по всему, это единственный, хоть и сложный, путь сохранения Венеции.

В ближайшие несколько месяцев команда специалистов Europa Nostra и European Investment Bank Institute, который оказывает финансовую поддержку проекту, посетит все объекты, подготовит рекомендации и определит возможные пути решения главных проблем, чтобы совместными усилиями с местными организациями, властями, фондами и волонтерами сохранить общее культурно-историческое наследие Европы.

Материалы по теме:

Нерукотворные сокровища Европы

Город, живущий в горе

«Куда поехать?» Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО (Часть 1)

«Куда поехать?» Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО (Часть 2)