8.07.2015

Старый порт? Современный район!

Многие столетия гавань была центром кипящей жизни прибрежного города. Однако со временем человечество придумало более совершенные средства транспорта, чем корабли, и примерно полвека назад потребность в морских «воротах» стала сокращаться. Как европейские города трансформируют порты и создают в гаванях современные районы, удобные для жизни, работы и развлечений?

Хафенсити. Гамбург

Немецкий город Гамбург расположен там, где река Эльба впадает в Северное море. Это один из крупнейших портовых городов Европы. Пару десятилетий назад Гамбург столкнулся с необходимостью серьезной перестройки порта и превратил территорию старых складов в современный квартал. «Хафенсити» (название можно перевести как «Портовый город») находится на острове с очень богатой историей. Мало известно, что когда-то он принадлежал Исландии. После того, как остров стал частью Германии, здесь даже казнили пиратов, а позднее оборудовали доки и прочие морские сооружения. Долгие годы территория «Хафенсити» была частью огромного порта, однако после введения законов о свободной торговле в Евросоюзе, потребность в доках снизилась.

Сегодня «Хафенсити» представляет собой огромную многофункциональную территорию, площадью около 160 гектаров, где созданы все условия для полноценной жизни и работы десятков тысяч человек: современные жилые кварталы, офисы и сооружения культуры. На данный момент в «Хафенсити» было реализовано 56 проектов по обновлению порта и еще 49 находятся в разработке.

4876575654_a3e4a5fc71_b

Интересно, что бережливые немцы решили не сносить все подряд, а сохранить существенную часть старых складских комплексов, построенных еще в 19 веке, как исторические достопримечательности. И теперь по водным каналам Шпайхерштадта (в переводе с немецкого — «Город складов») проводятся экскурсии, пользующиеся популярностью, а этот район стал символом Гамбурга.

Остается добавить, что Гамбург является одним из городов-кандидатов на проведение летних Олимпийских игр 2024 года, и именно район «Хафенсити» был выбран местом, где могли бы проходить соревнования. Здесь планируется построить олимпийский стадион и все необходимые сооружения. Конечно, если Международный олимпийский комитет скажет Гамбургу «да».

Западная гавань. Мальмё

8750799951_e6a12f98d4_zВ Западной гавани шведского Мальмё изначально были верфи. В начале 2000-х годов порт трансформировался в современную территорию с потрясающей архитектурой. По словам представителей городского офиса планирования, с самого начала город ориентировался на «зеленые» жилые здания и все строительные компании имели экологический профиль.

3149832507_6d2f528530_oСтруктура нового района была окончательно сформирована на Европейской жилищной выставке. Для проектирования гавани были приглашены архитекторы из разных европейских стран. А строительство началось с самого высокого здания на севере Европы, с витой башни Turning Torso (на фото). 190-метровое здание, спроектированное архитектором Сантьяго Калатравой, стало самым знаменитым городским строением и символом Мальмё.

Расширение Западной Гавани продолжается и сегодня. Несколько новых жилых и деловых комплексов были только что закончены, но планируется, что вся застройка будет полностью завершена к 2030 году: появятся качественные, современные жилые дома для 10 тыс. человек, а также рабочие и учебные места для 20 тыс. человек.

Старый порт. Марсель

Своему появлению Марсель обязан грекам, которые решили построить на берегу Средиземного моря порт еще в 6 веке до нашей эры. Город стремительно развивался и скоро стал (и является по сей день) крупнейшим средиземноморским портом. Во времена Великой французской революции город горячо поддерживал восставших и заслужил того, что гимн Франции назвали «Марсельезой». Старый порт – Vieux Port – местные жители называют «бьющимся сердцем Марселя». Начиная с 19-го века ежегодно через него проходили десятки тысяч кораблей со всего мира. Трагедией для города стало разрушение нацистами большей части территории порта в 1943 году. В 1948-ом его начали постепенно восстанавливать.

9374058408_d4d2e3a70e_k

Старый порт, глубина бухты которого всего 6 метров, уже не может принимать современные морские суда, и здесь оборудованы причалы для яхт, рыбацких лодок и катеров. После проведенного международного конкурса, был реализован проект по перестройке прибрежной территории. В наши дни Старый порт — одно из любимых мест для жителей и туристов, которые могут погулять по набережной, вкусно поесть, а также купить или продать рыбу, и, в общем, получить полное удовольствие от жизни.

Однако обустройство продолжается, и сейчас вокруг Старого порта разбиваются большие парки. Эта часть общего проекта по благоустройству популярного района завершится в 2020 году.

Доклендс. Лондон

14303701397_f616183ca3_zНе включить в эту статью «Лондон Доклендс» было невозможно. К 19 веку объем грузов и количество проходящих судов через Лондон достигли таких величин, что было решено двигаться вниз по реке Темзе к более широким и глубоким берегам. В течение 19 века частные компании построили громадный комплекс доков, каждый из которых предназначался под конкретный вид товара и специфических нужд. Например, West India Docks занимался только сахаром и другими товарами из Вест-Индии. Во время Второй мировой войны «Доклендc» довольно сильно пострадал от бомбежек. Так и не будучи восстановленными до конца в последующие годы, лондонские доки были «вытеснены» другими портами, которые могли предложить доступ более крупным контейнерным судам и танкерам.

Начиная с 1960-х годов территория «Лондон Доклендс» начала постепенно перестраиваться. Первым стал район St.Katherine’s Docks, где был возведен отель, причал для яхт, рестораны и жилые дома. При этом некоторые оригинальные склады были сохранены как историческое наследие, привлекающее туристов.

Со временем на территории «Лондон Доклендс» разместилось целых пять городских районов, в которых есть абсолютно все, что нужно для жизни и работы лондонцев. Среди наиболее впечатляющих сооружений — квартал Кэнэри-Уорф — крупный деловой комплекс на Собачьем острове с 45-ти этажным небоскребом в центре. А в 1987 году на территории бывших доков был даже открыт свой аэропорт.

Фьорд Сити. Осло

8619552201_94cf5f9d29_hПо данным официальной статистики, население Осло увеличивается ежегодно примерно на 2% и ожидается, что к 2030 году вырастет с нынешних 650 тыс. до 786 тыс. человек. Такая тенденция стала одной из причин, которая заставила правительство города еще в 1990-х годах озаботиться благоустройством новых территорий. Проект, покрывающий более 10 км береговой линии Осло, называется «Фьорд Сити» и является одним из крупнейших в Европе. Согласно разработанному плану, транспортная инфраструктура этой территории должна быть организована максимально эффективно, либо перемещена в другие места. Сама же береговая линия зарезервирована под урбанизированный район с жилыми, деловыми и культурными функциями, что, безусловно, принесет пользу всему городу.

В 2008 году городской план начал исполняться. Площадь более 225 гектар была поделена на 13 районов, и проведен конкурс проектов. В результате жители новых прибрежных районов Осло получат музей современного искусства по проекту Ренцо Пиано, большой современный парк, прогулочную набережную, офисный центр и отель. Вдобавок будут построены несколько новых музеев, библиотека, проложены километры велосипедных трасс и дорожек для прогулок. Хотя уже сейчас люди могут гулять вдоль набережной, пользоваться детскими площадками и посещать рестораны.

logo