2.09.2014

Ваш билет, пожалуйста!

Загадка: предсказуемый, пунктуальный, комфортный, недешевый и предназначенный не только для тебя? Ответ: общественный транспорт. В последние годы большинство европейских городов сделали ставку на развитие удобной разветвленной транспортной системы, которая позволяет горожанам беспрепятственно передвигаться по своим делам в любое время. Европульс рассказывает об опыте стран ЕС по популяризации поездок в метро, на автобусах и трамваях для разгрузки улиц от автомобилей и улучшения экологической обстановки в мегаполисах.

Миллиарды пассажиров

MyOtherCarУ Международной ассоциации общественного транспорта (UITP) есть познавательная статистика. Так, в 2012 году (самые последние данные) в 28 странах ЕС было совершено более 56 млрд поездок на общественном транспорте, из которых больше половины пришлось на городские автобусы и троллейбусы. То есть каждый городской житель Евросоюза в год совершает примерно 150 поездок. В среднем по ЕС потребность в общественном транспорте с 2000 года выросла на 8%, однако есть страны, где этот показатель «зашкаливает». Например, в Бельгии пассажиропоток вырос на 114%, в Люксембурге – на 52%. Отличились также Швеция, Великобритания, Франция и некоторые другие.

Опыт Германии в построении эффективной системы общественного транспорта, пожалуй, можно считать одним из самых успешных. Недаром в рейтинг ТОП-10 лучших городов с наиболее развитым публичным транспортом исследователи группы Eurotest поместили пять немецких городов. При оценке учитывались различные факторы: удобство использования, разветвленность, стоимость поездки, следование расписанию, техническое состояние автопарка и подвижного состава и т.д. Мюнхен, Хельсинки, Вена, Прага, Гамбург, Копенгаген, Франкфурт-на-Майне, Барселона, Лейпциг и Кёльн – вот на кого стоит равняться другим мировым столицам, испытывающим проблемы с трафиком, загазованностью и чрезмерным пассажиропотоком, уверены эксперты Eurotest.

13921073698_2d031c1a32_k

Александра Афанасьева живет в городке Киль на севере Германии и постоянно пользуется общественным транспортом. «Проезд в городском транспорте стоит 2,40 евро. На коротких отрезках — до трех остановок – 1,20 евро. Транспорт ходит четко по расписанию, почти на каждой остановке висит электронное табло, где указано время следующего автобуса. Есть и бумажное расписание с указанием времени приезда всех автобусов на данной остановке, – рассказывает она, отмечая, что в автобусе можно купить любой билет, даже проездной на месяц или год. – Раньше были контроллеры. Он мог подсесть к тебе, ехать, а потом раз… «Ваш билетик, bitte!». Если нет – штраф 50 евро. Правда, если ты забыл проездной дома, то можно было приехать в течение нескольких дней и подтвердить его наличие. Сейчас вход в автобус осуществляется только через переднюю дверь, где водитель контролирует наличие билета у каждого пассажира. Сначала это казалось неудобным, но потом все привыкли».

(kzn.carobka.ru)
(kzn.carobka.ru)

Жительница Бонна Екатерина Крыжановская добавляет про ночные автобусы, которые в Бонне и Кёльне (эти города расположены рядом и имеют общую транспортную систему) ходят реже, чем дневные, но ночью также можно без проблем добраться в любую точку. «Сеть общественного транспорта в Бонне прекрасная – несколько линий метро при населении в 300 тысяч человек. Хотя я вообще предпочитаю ездить на велосипеде – и это еще прекрасней!», – замечает она.

По словам Алана Флауша (Alain Flausch), генерального секретаря UITP, исследования его ассоциации свидетельствуют: большинство европейцев (69%, согласно последним опросам) довольны частотой и сетью маршрутов, пунктуальностью и комфортом общественного транспорта в своих городах.

Технологии будущего уже сегодня

Привлекательный образ общественного транспорта складывается не только из эргономичного дизайна автобусов или поездов, удобства и приемлемой цены, но и за счет эффективной обратной связи города и транспортных компаний с жителями. Где нужна остановка? По какому маршруту проложить скоростную линию? Отвечая на эти и другие вопросы важно учитывать мнение местных жителей. Знаменитый ученый и практик в области транспорта и городского планирования Вукан Вучик убежден в этом. Он полагает, что легкорельсовые трамвайные маршруты, которые обслуживают короткие поездки в центре города, и пригородные перевозки могут более эффективно дополнить метро, чем автобусы. Эта практика используется, например, в Вене и Берлине, активно развивается в Париже и Лондоне.

14844658435_52bbb443e2_k

«Кроме того, большим городам нужны обширные сети пригородного железнодорожного сообщения, которые обслуживают быстрорастущие дальние пригороды и снижают нагрузку в часы пик на радиальных маршрутах. Причем они должны быть интегрированы с метрополитеном», — подчеркивает г-н Вучик. Еще большую мобильность городам может обеспечить сеть высокоскоростных железных дорог, которая объединяет ближайшие города, считает бывший президент Международной ассоциации специалистов по городскому и региональному планированию ISOCARP Пьер Лаконт.

13701669105_b65c6172ff_h

Эксперты уверены, что развитие информационных технологий и Интернета в самом недалеком будущем в наиболее «прогрессивных» европейских городах поможет создать «умные» транспортные системы. В Лондоне, например, уже функционирует интересная модель, когда жители города могут получить любую информацию об общественном транспорте через цифровые приложения для смартфонов, а также на специальных стендах, расположенных на улицах города и остановках транспорта. «Умные» программы уже умеют оптимально рассчитать путь и тарифную сетку, предложить инновационные решения по трансформации уличного пространства, организации транспортно-пересадочных узлов как общественных пространств. Будущее уже наступило!

А Вы пользуетесь общественным транспортом в своем городе? Удобен ли он?

logo