24.01.2012

Автомобили учатся летать

Великие фантасты, такие как Азимов, Желязны и многие другие в своих романах описывали города будущего, в которых улицы не забиты автомобильными пробками, а машины скользят стройным потоком над крышами зданий. Между тем, не исключено, что европейские столицы станут такими городами будущего очень скоро.

Около полугода назад Европейский Союз представил амбициозный проект myCopter, в рамках которого ученые немецких, британских и швейцарских университетов ведут работы над новым средством передвижения европейцев — персональным воздушным авто. На финансирование проекта выделено 4,2 млн. евро. И пока одна группа ученых размышляет над тем, как должен взлетать такой автомобиль, другая отрабатывает правила будущей безопасности в воздухе.

Сама идея создания летающего автомобиля и, как следствие, воздушного городского трафика, не является революционной. На практике первый патент на такую машину был зарегистрирован во Франции за три месяца до того, как братья Райт в 1903 году поднялись в воздух на самолете. В 1917 году Гленн Кертис, главный конкурент братьев Райт, построил автомобиль, который умел только подскакивать. В 1946 году американец Роберт Фултон сумел создать самолет, который мог модифицироваться в автомобиль, однако из-за отсутствия финансирования проект не получил дальнейшего развития. В 1956-м «Аэрокар» Мултона Тэйлора полетел, но до его серийного производства дело тоже так и не дошло. В конце ХХ века только кинематограф, получивший в свое распоряжение компьютерные технологии, смог наглядно продемонстрировать автолеты в действии.

В веке ХХI американская фирма Terrafugia разработала аппарат Transition, построенный из легких композитных материалов и имеющий небольшой, но мощный двигатель. Однако после успешного тестового полета в марте 2009 года у поставщиков начались проблемы, и выпуск машины был отложен.

Участники европейского проекта myCopter видят свою основную задачу в том, чтобы добиться простоты в обращении с новым транспортным средством. В Цюрихе в Швейцарском Государственном технологическом институте на кафедре динамических систем и управления, который принимает участие в проекте myCopter, профессор Раффаэло д’Андреа отрабатывает будущую систему управления летающим автомобилем на беспилотниках.

Ученый использует систему управления, основанную на датчиках движения, которые уже широко используются в игровых приставках. Они улавливают действия человека и передают сигнал процессору, который преобразовывает их в команду. Сейчас этот принцип дает возможность роботам-беспилотникам исполнять в воздухе сальто и прочие фигуры высшего пилотажа. Со стороны это выглядит как игра в квиддич из «Гарри Поттера». Профессор считает, что в будущем таким образом управлять своей летающей машиной сможет любой.

Вертикальный взлет качественно отличает европейскую разработку от остальных. Это уменьшает размер территории, необходимой для эксплуатации автолетов, позволяет «парковать» летающий автомобиль возле офиса, магазина или дома.

«Мы рассматриваем транспорт с вертикальным взлетом и посадкой, потому что при полетах на небольшие расстояния нет смысла пользоваться аэродромами, — говорит руководитель группы ученых участника проекта — Швейцарского федерального технологического института в Лозанне — Дарио Флореано. — Вся проблема, однако, в том, что простой водитель не знает, как управлять вертолетом».

В воздушном пространстве водителю-пилоту придется полностью поменять свои представления о движении. В кажущемся безграничном просторе и обманчивой свободе перемещения водителям придется «уживаться» с другими участниками движения, что поначалу будет сделать очень непросто.

По замыслу ученых, воздушное «автомобильное» судно должно будет само автоматически определять расстояние до летящих рядом участников воздушного движения и держать безопасную дистанцию. Причем, подобная система должна будет работать даже в условиях отсутствия системы GPS.

Руководитель проекта MyCopter Генрих Бюльтхоф из немецкого Института биокибернетики Макса Планка в Тюбингене убежден: «Сегодня вопрос не в том, будет ли у нас личный воздушный транспорт, а в том, когда он будет». В случае успеха проекта новая эра технического прогресса может наступить уже завтра.

logo