23.05.2016

«Босх – это зеркало для человечества»

матайс
Матайс Илсинк. Фото: «Европульс»

В этом году исполняется 500 лет со дня смерти великого голландского художника Иеронима Босха, поэтому весь 2016 год в Европе проходит под знаком этого события. Важные мероприятия в рамках юбилея пройдут в нидерландском городе Хертогенбосе, где родился и творил Ерун Антонисон ван Акен, которого мир знает под псевдонимом Иероним Босх. Его творчество весьма нетипично для европейской живописи XV века, картины Босха до сих пор вызывают споры, вокруг них выдвигаются культурологические теории и ведется активная дискуссия. Босх остается одним из самых загадочных гениев мирового искусства.

В конце апреля в Москву по случаю премьеры документальной ленты «Иероним Босх: вдохновленный дьяволом» голландского режиссера Питера ван Хёйсте в рамках международного фестиваля фильмов об искусстве Perform приезжал один из главных мировых специалистов по творчеству великого живописца Маттайс Илсинк. Глава Центра изучения творчества Босха, куратор выставки «Видения гения», подготовленной к 500-летию со дня смерти художника, рассказал «Европульсу» о том, чем Босх является для мира и для каждого из нас.

Что для вас Иероним Босх? Почему вы выбрали для изучения именно его творчество?

Думаю, что все-таки это он выбрал меня, а не я его. Дело в том, что, когда я окончил университет в 1999 году, я начал работать ассистентом куратора выставки в Роттердаме, где были представлены работы Босха. Там впервые наши пути пересеклись, и мы остались надолго «вместе». Позже я написал докторскую диссертацию о его творчестве, и только потом ко мне пришла идея собрать в качестве куратора совершенно новую выставку работ гения. Можно сказать: это судьба.

Со временем, наша связь крепла. С практической точки зрения, изначально Босх был моим «хлебом», ведь последние семь лет я не просто изучал его произведения для удовольствия, а получал за это зарплату. Но чем больше проводишь времени с объектом исследования, тем ближе, интимнее, если хотите, становятся отношения с ним. Сейчас творчество Босха означает для меня неизмеримо больше, чем в начале моего пути к нему.

Портрет-Босха
Портрет Иеронима Босха

Босх – художник-загадка для искусствоведов. Вы сумели его «разгадать»?

Действительно, мы очень мало знаем достоверных фактов из его биографии. Существуют несколько архивных документов, они касаются каких-то жизненных вех – покупки дома, женитьбы. Это все не так уж интересно. Поэтому, наверное, рождается такое множество историй, мифов и легенд о его жизни. Люди точно не знают и начинают додумывать. Одни говорят, что он был еретиком, другие, что он был нудистом, третьи – что он употреблял наркотики… Правда в том, что истину мы никогда уже не узнаем.

bosch10Многие произведения Иеронима Босха выглядят пугающе, вызывают чувство страха, дискомфорта. Как бы вы сформулировали свое восприятие его творчества?

Мне кажется, что картины Босха – это зеркало. Он именно так и представлял свои работы, надеясь, что люди, когда увидят картины, задумаются над последствиями своих решений, поступков. Попробуют оценить свою жизнь. Это, конечно, очень общее определение, но если сформулировать совсем кратко, то Босх – это зеркало для человечества.

Чем объясняется новый всплеск интереса к творчеству Босха сейчас?

Правда, он сейчас очень популярен не только среди обычных людей, любителей живописи, но и среди художников. Например, популярность нашей масштабной выставки его работ, которая сейчас проходила с февраля по май в Нидерландах (на выставке «Видения гения» в Хертогенбосе были представлены работы художника из Лувра, музеев «Метрополитен» и «Прадо», Национальной галереи искусств в Вашингтоне, Палаццо Гримани в Венеции и др. – прим. ред.), а потом поедет в Мадрид, доказывает, что люди хотят видеть картины Босха. Причём пользуются вниманием не столько его работы на религиозные темы, сколько его стиль в целом, его уникальный подход к искусству. Среди художников он по-прежнему, спустя несколько веков, является истинным источником вдохновения.

Судя по ажиотажу, который сопутствует фильму «Босх: вдохновенный дьяволом» и вашему приезду в Россию, российские ценители голландской живописи с интересом воспринимают творчество Босха. 

Да, оказывается, картины Босха являются такими же яркими и важными для российского зрителя, хотя, как мне показалось, здесь они как-то по-другому воспринимаются, нежели в европейских странах. Для меня это тоже интересный опыт. Босх – очень непростой художник, сложный для восприятия, для понимания. В своих картинах он отражал многогранные темы, на которые нельзя взглянуть лишь с одной стороны. Именно поэтому, я уверен, его творчество будет жить ещё очень долго и после нас. Не потеряет актуальности.

босх2

@Данила Белов

Видеоверсия интервью с Матайсом Илсинком:

logo