Евротренд

Будущее европейских городов без пробок: 5 способов избавиться от машин на улицах

«Европульс» продолжает цикл статей о том, как в разных городах Европы – крупных и малых – решается проблема пробок на дорогах. В первой «серии» цикла мы собрали самый любопытный и перспективный опыт в области велосипедного транспорта в городах, а здесь рассказываем о пяти способах уменьшить количество машин на улицах.

Урбанисты пока еще не придумали универсального рецепта, благодаря которому намертво вставший в пробках город вдруг взял бы и поехал. В Европе проблему стараются решить комплексом мер: до победы над пробками пока далеко, но транспортный коллапс удается отсрочить вполне эффективно.

А коллапс уже давно не звучит преувеличением. Так, в Лондоне, который возглавляет печальный рейтинг европейских рекордсменов по загруженности городских дорог, автомобилисты в среднем проводят в пробках не много не мало 74 часа в год. Городу вовсе не обязательно быть мегаполисом, чтобы встать: в топ-10 «антирейтинга» попал и нидерландский Утрехт с населением всего чуть больше трехсот тысяч жителей (они теряют 53 часа в год).

Платный въезд в центр

Во многих европейских городах в центр на частной машине не попасть. В других – проехать можно, но заплатив своего рода «взнос на пробки». Главная задача — сделать такую поездку максимально невыгодной и пересадить людей на общественный транспорт или даже на велосипед. Пример подают сити-менеджеры и мэры: например, Борис Джонсон в свою бытность мэром Лондона запросто передвигался по городу на велосипеде.

Проскользнуть в центр на автомобиле и не заплатить не получится – сотни видеокамер только на въезде и выезде не «спускают глаз» с номерных знаков. В льготниках могут числиться такси и принадлежащие местным жителям или же инвалидам машины (а также работающий на альтернативных видах топлива транспорт, если пробки в центре не такие уж и безнадежные, а вот экологию надо спасать).

Перед тем, как вводить такие меры, городским властям приходится потрудиться. Например, в Стокгольме сначала провели городской референдум и вложили порядка 0,5 миллиарда евро в модернизацию системы общественного транспорта. В Милане платный въезд удалось ввести только со второй попытки при поддержке экологической общественности в 2012 году. А уже за несколько лет до этого въезд в центр стал платным для старых машин с двигателями стандарта Евро-3 и ниже.

Схемы оплаты разные – например, в Милане сумма начисляется после того, как камеры зафиксировали номер автомобиля; но можно и предварительно оплатить поездку в центр с помощью sms.

Работает ли эта мера? В основном да: например, после того, как в Риме ввели запрет на въезд частного транспорта в историческую часть города в рабочие дни, интенсивность движения там снизилась на 20%.

2

Высокая стоимость парковки

Эта заградительная мера — одна из самых популярных в Европе для того, чтобы снизить количество поездок «Дом-работа» и облегчить нагрузку на дороги. В качестве альтернативы – не только тот же общественный транспорт, но и смена места работы или даже home office.

3

Перехватывающие парковки

А это – оптимальный способ предложить «безавтомобильную» альтернативу тем, кто вынужден приезжать в город с окраин или живет вовсе за его пределами. Перехватывающие парковки (которые еще называются Park&Ride – «Паркуйся и езжай») расположены на окраинах или же рядом с крупными транспортными хабами – такими, например, как автобусная или железнодорожная станция. В некоторых городах такая парковка бесплатная или же ее стоимость включена в цену билета на общественный транспорт, куда и пересаживается оставивший машину автомобилист.

4

Каршеринг

Еще один способ борьбы с пробками – каршеринг (от английского car и share – «автомобиль» и «делиться»). Это краткосрочная аренда машины с поминутной или почасовой оплатой. Преимущества: пункты выдачи и возврата расположены около станций метро и другого общественного транспорта; они открыты 24 часа в сутки 7 дней в неделю и подходят для любого графика; бронирование часто автоматизировано (можно воспользоваться мобильным приложением); арендовать машину можно не на целый день, а на несколько часов (с уточнением расчета даже до минут).

Эта услуга в среднем обходится в 3-4 раза дешевле аналогичных поездок на такси. Например, французская компания Autolib предлагает авто за 10 евро в сутки. Большинство каршеринговых клиентов не имеют своего автомобиля и не собираются его покупать.

В тройку лидеров по использованию каршеринга входят Великобритания и Франция, а особенно каршеринг полюбился жителям Германии. По данным Бостонской консалтинговой группы, в год каршерингом пользуются 5,8 миллионов клиентов. Согласно их исследованию, к 2021 году пользователей станет уже 35 миллионов, и они забронируют примерно 1,5 миллиардов минут в месяц. На одном из сайтов можно посмотреть, какие компании оказывают услугу каршеринга в выбранном европейском городе.

Первым европейским городом, где полноценно заработала эта система, стал немецкий Бремен. Здесь около 100 пунктов проката, где можно найти и микрокар, и фургон. Согласно официальной городской статистике, 500 тысяч жителей Бремена в 40% случаях выбирают автомобиль для перемещения по городу, в 14% — общественный транспорт и в 25% — велосипед. Каршеринг позволил убрать с улиц примерно 1500 автомобилей в день.

JESHOOTS_

В рамках программы «Горизонт 2020» поддержку ЕС получил проект португальца Жоао Феликса под названием MobiCs: это платформа, которая объединяет операторов каршеринга в Европе и работает по принципу сетевого роуминга. Приехав в другой город или даже другую страну, не нужно искать местного оператора и заново регистрироваться.

Карпулинг

Германия оказалась пионером и во внедрении карпулинга (от английского car и pool — «машина» и «объединение»). Он возник еще во времена Второй мировой войны. А в 2001 году немецкие студенты вспомнили об этой практике и создали бесплатную базу данных попутчиков Mitfahrgelegenheit.de, позже переименованную в Carpooling.com. На этом сайте владельцы автомобилей ищут попутчиков по выбранному адресу, а потенциальные пассажиры находят те машины, которые в нужное время поедут в нужный район. Для города сплошные плюсы: меньше машин на дороге, меньше пробок, чище воздух. Для пассажиров тоже: в зависимости от расстояния и количества попутчиков сэкономить можно до 70% стоимости проезда на других видах транспорта.

Сегодня сервис стал самым популярным в Европе. Он доступен на семи языках и работает в более чем 40 странах мира (в том числе, в Германии, Франции, Италии, Греции, Польши, Великобритании, Австрии, Швейцарии и Испании). На нем 4 миллиона зарегистрированных пользователей, а за все время существования ресурса услугами карпулинга воспользовались 30 миллионов человек.