31.10.2016

Будущее европейских городов без пробок: велосипеды

«Европульс» начинает цикл статей о том, как в разных городах Европы – крупных и малых – решается проблема пробок на дорогах. В этой статье мы собрали самый любопытный и перспективный опыт в области велосипедного транспорта, который позволяет снизить зависимость от автомобилей и разгрузить центральные части города.

 

Городской велопрокат

Именно современная копенгагенская система городского велопроката стала пионером, вдохновив более 650 городов по всему свету. Сегодня помимо стационарных станций проката в Копенгагене велосипед можно «подхватить» и по дороге. Копенбайки обладают особой конструкцией, так что воровать их бессмысленно. Недавно в городе появились и электрические велосипеды – правда, пока что ими чаще пользуются туристы, а не жители.

Удобным велопрокатом славятся Париж (1200 станций), Лондон (570 станций только в центральной части города), Барселона, Берлин, Амстердам, Вена, Антверпен… Внедрение удобной системы велопроката в Барселоне меньше чем за год сократило использование автомобилей в городе на 4%. Сегодня велопрокат для европейских городов, крупных и не очень, уже стал важной частью городской транспортной системы, как и выделенные велосипедные дорожки, которые позволяют велосипедистам не конкурировать за место под солнцем ни с автомобилистами, ни с пешеходами.
 

Зеленый свет – велосипедам!

Но велопрокат сам по себе не способен снизить количество автомобилистов на улицах города, если к велосипеду не добавить интегрированную инфраструктуру. Например, в испанской Севилье (где до запуска велопрограммы в 2006 году час пик ежедневно растягивался на несколько часов) стараются объединить велосипед и общественный транспорт в единую систему. Пассажиры городского автовокзала могут бесплатно на весь день воспользоваться прокатным велосипедом с помощью своего автобусного билета, а в севильском университете для студентов действуют скидки до 100% на аренду велосипеда в течение всего учебного года.

Там, где места на дорогах не хватает для всех, тесниться порой приходится автомобилистам. В Париже городские власти разрешили велосипедистам проезжать на красный свет на ряде перекрестков. Собранная в ходе тестирования в течение нескольких лет статистика показала, что пропускная способность перекрестков благодаря такой мере заметно возросла.


Крестовый велопоход: как европейские города начинают крутить педали


А в Копенгагене в свое время работу светофоров оптимизировали для велосипедистов в так называемой «зеленой волне»: на главных магистралях, ведущих в центр, светофоры отрегулированы таким образом, что на велосипеде можно утром добраться до центра ни разу не остановившись на светофоре, и так же без лишних остановок вернуться вечером обратно.

Впрочем, не всегда требуются такие сложные логистические IT-решения: например, Флоренции удалось довести долю поездок на велосипеде с 0,7% до 5% в основном за счет снижения скорости машин: тем самым передвижение на велосипеде даже вне дорожек (которых во Флоренции совсем не много) лишилось обычно сопутствующего ему риска. В том же направлении идет и Мадрид: городские власти подсчитали, что 63% улиц Мадрида в день пропускают не больше 10 тысяч машин, и в одном из «пилотных» районов города для привлечения туда велосипедистов ввели новый скоростной режим для автомобилей, снизив его с 50 до 30 км/ч.
 

pexels-photo-30183
 

Обособленная велосеть

Но не везде велосипедный и автомобильный трафик смешивается, и при этом рождаются самые смелые инфраструктурные решения. Лондонские архитекторы придумали футуристичный проект — сеть надземных велопутей над существующими железнодорожными линиями общей протяженностью в 220 километров. У новой транспортной развязки не будет никаких пересечений с автомагистралями, а две сотни съездов с надземных велошоссе на обычные улицы обеспечат удобный доступ к новым путям. Проект кажется совершенно фантастичным, но он вполне осуществим. Его уже поддержали операторы железнодорожной инфраструктуры Великобритании и городской транспортной службы, осталось лишь найти инвестора.

Конечно, в основном разделение велосипедного и автомобильного трафика устроено более традиционно — например, в Дании, Англии, Нидерландах строятся велопешеходные мосты. Во многих «велосипедных» европейских городах есть скоростные «хайвеи» для велосипедистов.

В Копенгагене активно строятся обособленные скоростные велошоссе: несколько лет назад были запущены первые несколько участков, а в планах датских властей строительство еще 25 велохайвеев по всей стране. На таких дорогах через каждые несколько километров установлены пит-стопы, где можно накачать шины, исправить цепи или выпить воды. Кроме того, в Копенгагене с его пригородами уже больше тысячи километров выделенных велодорожек и несколько сотен километров велополос. Автомобильный трафик на этих отрезках пути снижается на 10%, а велосипедный увеличивается на 20%. Примерно 41% жителей добирается на работу или в школу на велосипеде.

Такие скоростные велодорожки и велополосы есть и в Амстердаме, и в Берлине; в центре испанского города Валенсия планируется построить широкое двухстороннее шоссе для велосипедистов в форме кольца с парковками по ходу следования всего маршрута.

Похожий проект планируется в Москве — велотрасса «Зеленое кольцо» соединит крупнейшие парки столицы с метро, транспортными узлами и набережными. Его помог спланировать известный нидерландский специалист по городскому планированию Йохан Дипенс. В этом году он побывал в России в рамках Недели климатической дипломатии с лекциями о мобильности в условиях современного города. «Для того, чтобы горожане чаще и охотнее пользовались велосипедами, для велосипедизации города в целом, необходимо сначала улучшить городскую инфраструктуру», — рассказал москвичам Дипенс.

Он прав, без переосмысления подходов к городскому строительству действительно не обойтись. Самый яркий пример в этом плане — Любляна, которая за несколько лет из забитого автомобилями города превратилась в «зеленую столицу Европы», сделав ставку на велодорожки и пешеходные зоны, служащие своеобразным стимулом для выбора в пользу велосипеда.
 

Комфортное перемещение по городу на велосипеде

«Сделайте город комфортным для велосипедистов, и велосипедов на его улицах станет больше», — уверен Дипенс. Его слова подтверждает опыт крупнейших городов мира.

В Барселоне решили обеспечить велосипедистам лучшие условия, построив «умные» велосипедные парковки для тех, кому негде оставить велосипед в рабочее время. Каждое место для хранения велосипеда оборудовано тремя независимыми замками – на колесах, седле и раме – для борьбы с кражами. Кроме того, предусмотрено место для хранения шлема.

А одним из пионеров в этом деле стал немецкий Мюнстер, где рядом с железнодорожным вокзалом была построена так называемая велостанция: подземный гараж на 3300 велосипедов, которая служит «перехватывающим звеном» для пересадки на общественный транспорт города.

В Голландии позаботились о зимних поездках велосипедистов, построив велодорожки с подогревом, защищающие дорогу от обледенения.

А самый комфортный для велосипедистов город, конечно же, Амстердам. Люди на велосипедах – его короли, велодорожки пронизывают улицы как вены и артерии, велосипедам уступают дорогу автомобили, а в случайном столкновении пешехода и велосипедиста извиняться обычно всегда приходится пешеходу. Здесь даже есть велосипедный мэр – должность эта не выборная и не зависящая ни от какой чиновничьей структуры. Мэр разбирает конфликты и организует свободную коммуникацию между велосипедистами, мэрией и городскими планировщиками.

IMG_2844
 

Велошеринг: делимся велосипедами, идеями и помощью

Один из последних амстердамских  велосипедных  проектов стал настоящим хитом. Yellow Backie – своеобразный автостоп. Велосипедисты, готовые подвезти кого-то по пути, прикрепляют на своего двухколесного друга особый желтый багажник, бесплатно выдаваемый в специальных пунктах. Пешеход, которому очень срочно нужно куда-то доехать, увидев такой знак, машет рукой и кричит «Bakie!». В результате один человек счастлив тем, что смог быстро и безвозмездно доехать в пункт назначения, а второй – тем, что смог помочь.

Европейские велосипедисты в массе своей, как правило, не только общительны и дружелюбны, но и энтузиасты своего дела — мечтают сделать велосипед в своем городе более привлекательным видом транспорта. В Венгрии группа таких энтузиастов собрала деньги на внедрение мультифункционального велосипедного звонка. Проект называется Shoka Bell, это одно-единственное устройство, небольшая коробочка, с поверхностью, покрытой светодиодами, надевающаяся на руль магнитным захватом. Устройство включает в себя непосредственно звонок (умный, позволяющий закачать свои мелодии), адаптивный передний свет, навигационную и противоугонную системы. В режиме навигационной системы Shoca Bell работает в паре с подключенным смартфоном, подсказывая безопасный маршрут светодиодной анимацией. Сенсоры, реагирующие на движение, предупреждают, если велосипед движется без хозяина, подав тревогу на съемный модуль, связь с которым осуществляется по Bluetooth на расстоянии до 250 метров.

Еще одно изобретение — светодиодная фара Blaze, разработанная британской студенткой Эмили Брук, поможет защитить велосипедистов на ночной дороге. Новая фара проецирует ярко-зеленый световой символ на расстоянии пяти метров перед велосипедом, чтобы водители машин видели его издалека.



Читайте также:

Крестовый велопоход: как европейские города начинают крутить педали

Будущее европейских городов без пробок: 5 способов избавиться от машин на улицах



logo