Евротренд

Два кoлесa и свобода

Велосипед стал европейским урбанистическим трендом. Сотни тысяч горожан всех возрастов ежедневно ездят на велосипеде на работу, в магазин, в гости. Без велосипедистов уже сложно представить улицы Парижа или Брюсселя, Берлина или Амстердама. Присоединяйтесь к ним во время своей поездки в Европу!

Больше всего любят велосипед датчане: среднестатистический житель этой страны проезжает за год на велосипеде 893 километра. Следом идут (а вернее, едут) жители Нидерландов с 853 км в активе. Бельгийцы и немцы на двух колесах преодолевают в среднем около 300 км в год.

Современная популярность велосипеда в Европе — результат долгосрочной политики, проводимой властями, которые заинтересованы в разгрузке центров крупных городов от автомобилей. Власти не агитируют, а просто создают для этого все необходимые условия: выделяются велосипедные дорожки, развивается прокатная инфраструктура, организуются велостоянки на вокзалах, поезда оборудуются специальными вагонами для пассажиров с велосипедами, а в городских подземках и автобусах снимается запрет на провоз двухколесного транспорта.

Уже во многих европейских городах сделано все возможное, чтобы горожане, не жертвуя комфортом, могли выезжать на велосипеде — по делу или для развлечения.

Практика городского велосипеда

Велосипедному буму в Европе помогло развитие велошеринга – то есть программы аренды велосипедов. Они выдаются напрокат за небольшую плату, ждут ездоков на автоматизированных стоянках в разных частях города и доступны любому пользователю, который предварительно зарегистрировался в онлайн-системе.

В Париже с 2007 года действует сеть автоматических пунктов велосипедного проката Velib: на сегодняшний день в городской черте их уже 1 450 плюс целый велопарк, 20 000 велосипедов. Система здесь аналогична другим городским велосипедным программам в Европе: взять велосипед на время и сдать его обратно можно на любом пункте с помощью местных автоматических «паркоматов»: процедура занимает всего 1 – 3 минуты. Первые полчаса можно ездить бесплатно (и при желании просто сменить один прокатный велосипед на другой у ближайшей стоянки), следующие полчаса обойдутся в 1 евро, затем надо будет платить 3 – 4 евро за каждый получасовой промежуток. Для того, чтобы взять напрокат велосипед, нужно зарегистрироваться в системе при помощи банковской карты и внести депозит в 150 евро (он снова окажется на карте после возврата велосипеда на стоянку проката): эта сумма традиционна для большинства европейских городов. Регистрация стоит 5 евро на неделю, а на один день – всего 1евро. Совет для туристов: решили прокатиться на велосипеде по улицам Парижа? Не забудьте сначала как следует продумать маршрут: в городе мало левосторонних поворотов, так что поездка по неопытности может выйти в два раза дольше запланированного.

В Германии велосипеды сети Call a Bike можно взять напрокат во многих крупных городах: в Берлине, Мюнхене, Гамбурге, Франкфурте-на-Майне, Кельне, Штутгарте… Поездки можно оплачивать по минутному тарифу: 8 центов за минуту, 15 евро за сутки. Те же, кто живет в Германии подолгу – например, студенты – выбирают годовой тариф (48 евро, для студентов – 24 евро).

В Брюсселе первые полчаса на велосипеде сети Villo! (300 станций через каждые 450 метров) можно ездить бесплатно, а годовая карта MOBIB обойдется в 32 евро. Есть также варианты суточных или недельных билетов, и вообще брюссельский Villo! очень нравится велосипедистам: в ходе недавно проведенного опроса пользователей сеть получила 8 баллов из 10.

На улицах Амстердама, «велосипедной столицы Европы», словно подтверждая это звание, половина населения разъезжает на велосипедах: двухколесного транспорта здесь даже больше, чем автомобилей. Поражает воображение Fietsflat, трехэтажная велостоянка у Центрального вокзала, крупнейшая парковка велосипедов в Европе. В Амстердаме есть даже специальная гостиница для велосипедистов, Van Ostade Bicycle Hotel. Здесь предлагают аренду велосипедов, парковку, карты городских велосипедных маршрутов. Прокат велосипеда обойдется в 9 — 13 евро в день.

В Лондоне для велосипедистов организованы выделенные полосы движения и проложены сотни маршрутов. При поддержке мэрии работают 400 станций прокатной сети Barclays Cycle Hire: лондонцев и туристов в центре города ждут 6000 велосипедов на стоянках, которые расположены всего в 300 метрах друг от друга. У программы удобное информационное сопровождение: на сайте есть раздел с исчерпывающей информацией о передвижении по Лондону на велосипеде. Здесь можно получить исчерпывающую информацию о прокате, стоянках, маршрутах, велодромах, специальных акциях и тренингах для велосипедистов. В Великобритании в 2005 году велосипед был признан величайшим техническим изобретением за последние 2 века по итогам опроса общественного мнения, так что велосипедисты здесь с каждым годом будут чувствовать себя все комфортнее: уже сейчас лондонскими властями на развитие прокатной сети заложено 140 млн фунтов на ближайшие 6 лет.

В Дублине функционирует сеть Dublin Bikes: 44 автоматизированные станции и 550 велосипедов, с помощью которых за 3 года существования сети было выполнено более 5 млн поездок. Недавно муниципалитет объявил о своем решении развить сеть до 300 станций и 5000 велосипедов – уже к следующему году в городе появится 59 новых пунктов проката. Годовая регистрация здесь стоит всего 10 евро, а туристы могут купить трехдневный билет за 2 евро.

В Стокгольме городской прокат Stockholm City Bikes выдает велосипеды по более чем умеренной цене (10 евро за сезон), однако работает с некоторыми ограничениями: во-первых, только с 6 утра до 10 вечера, а во-вторых, с тем условием, что велосипедом можно воспользоваться не более чем на 3 часа. Правда, как и в других европейских городах, по истечении этого срока велосипед можно просто поменять на новый в ближайшем прокатном пункте. Для кратковременного пользования можно купить карточку на 3 дня.

В небольшой Барселоне работает сеть Bicing Barcelona с 212 станциями по городу: годовая регистрация стоит 24 евро, а недельная — 1 евро.

В рамках проекта Google Maps создана карта «Велошеринг в мире» (Bike Sharing World Map), где можно подробнее изучить информацию о прокате велосипедов в городах Европы.

Частная инициатива от энтузиастов

Муниципальной поддержкой велосипедное дело в Европе не ограничивается. Часто инициативу подхватывают энтузиасты, мечтающие сделать велосипед в своем городе более доступным и привлекательным видом транспорта.

36-летний житель Берлина Грэм Поуп организовал бесплатный прокат велосипедов для прогулок по Берлину. Чтобы взять велосипед, достаточно зарегистрироваться на международном сайте путешественников CouchSurfing, и даже никакого залога или копии паспорта не потребуется. Энтузиаст начинал с 3 подержанных велосипедов 8 месяцев назад, теперь же их 14, причем большинство подарены доброжелателями.
На его сайте можно забронировать велосипед и по желанию пожертвовать несколько евро на развитие проекта.

Все чаще на помощь велосипедистам приходят новые технологии. Во Флоренции благодаря частной инициативе программистов Франческо Фортунати, Иларии Морис и Эмануэля Рампичини появилось бесплатное мобильное приложение Bike Firenze, которое позволяет пользователю выбрать лучшие велосипедные маршруты по городу и самые интересные обзорные точки с панорамными видами.

Место встречи двух колес

В Европе все больше становится людей, которые любят велосипед и ту свободу передвижения, которую он дает. Это модно, экономично, экологично, попросту здорово. И многочисленных поклонников этого вида транспорта всегда ждет много интересных событий.

Этой весной Флоренция стала столицей крупного велофестиваля Bicifi 2013, в котором участие приняли 20 тысяч посетителей. Велопоклонники смогли протестировать гоночные и горные велосипеды лучших брендов на сложных трассах, принять участие в марафоне De Rosa Florence Marathon, полюбоваться на специально собранные старинные велосипеды, пройти курсы по ремонту и тренинги по безопасной городской езде. И внести свой «профессиональный» вклад в необычный концерт Tetes de Bois: электроэнергию для музыкантов обеспечили сами зрители, которым раздали 128 специально переоснащенных велосипедов и попросили крутить педали под музыку.

Мэр Лондона Борис Джонсон объявил о крупнейшем двухдневном «велосипедном» событии года, приуроченном к празднованию первой годовщины Олимпийских игр 2012. Речь идет о велофестивале Prudential RideLondon, который станет ежегодным событием в жизни столицы Великобритании, мэр призвал всех желающих участвовать в велопробеге 3-4 августа 2013 года. В рамках мероприятия 50 000 велосипедистов разноцветным потоком промчатся по центральному Лондону, привлекая внимание десятков тысяч зрителей. Мэр города считает, что этот фестиваль станет одним из ведущих мероприятий такого рода в мире и пробудит интерес к велосипеду у многих.

Вена в этом году станет велосипедной столицей по решению Европейской федерации велосипедистов (ECF). Эксперты и любители смогут там встретиться в июне на международной конференции Velo-city 2013, чтобы обсудить развитие велотранспорта в городской среде и просто обменяться опытом.

Но даже если вы этим летом не сможете попасть в Вену, вас ждут прокатные велосипеды на улицах Вильнюса, Праги, Риги… Не проходите мимо: станьте на несколько часов европейским горожанином и прокатитесь с удобством на бесшумном велосипеде по выбранному маршруту – легко и свободно. Вот увидите: город, оценив этот жест, примет вас благосклонно и с радостью откроет свои секреты.