28.04.2020

Электромобили в Европе (и мире): цифры в шести инфографиках

Сколько электромобилей сейчас ездит по Европе, в какой стране с ними удобнее всего и что нас ждет в будущем? Отвечает урбанист Кирилл Шабалин, который собрал для «Европульса» несколько показательных цифр.

 

К 2030 году 59% личных автомобилей в мире будут работать на электричестве, хотя в 2015 году их было всего 2%: к такому выводу пришли аналитики американского финансового конгломерата J.P. Morgan.

Существенный вклад в стремительное развитие личного электротранспорта вносит Европа, где с каждым годом регистрируется все больше новых электромобилей.

По-настоящему стремительный рост начался с 2014 года, в основном в двух регионах мира – в Европе и Китае.

Если в начале 10-х годов доминирующее положение на рынке автомобилей занимала Северная Америка, то сейчас в лидеры выбился Китай, а Европа остается вторым регионом в мире по количеству новых зарегистрированных электромобилей.

Темпы роста количества электромобилей в Европе к концу 10-х годов замедлились: если в начале 10-х годов электромобилей становилось больше на 150-200% каждый год, то теперь – на 110-130%. Это естественно: количество новых зарегистрированных электромобилей уже перевалило за несколько сотен тысяч экземпляров, и поддерживать прежние темпы ежегодного прироста уже сложно. Впрочем, и так с 2011 по 2017 год в Европе электромобилей стало больше в 24 раза.

Помощь в развитии электротранспорта в Европе оказывает Европейский Союз. Согласно Парижскому соглашению, к началу 2030-х годов уровень выбросов углекислого газа в атмосферу должен значительно снизиться — и главным образом за счет уменьшения продаж автомобилей на углеродном топливе, то есть бензине и дизеле. Более того, постоянный рост налогов на топливо и владение автомобилем, а также дорожные сборы, платные парковки, растущая популярность каршеринга и развитие общественного транспорта в ЕС помогут сократить количество «вредных» автомобилей.

По данным европейской статистической службы Евростат, сейчас по дорогам Европы ездят 1,5 миллиона электромобилей. В 2013 году их было всего 200 тысяч. В течение всего шести лет, с 2013 по 2019 год, в Евросоюзе стало почти в 7 раз больше электромобилей и гибридных авто (которые работают одновременно и на электричестве, и на другом виде топлива).

Но если пересчитать количество электромобилей на количество жителей в стране, то получится совсем другая картина.

Нидерланды намного опережают почти все страны Европы еще и по развитости инфраструктуры для электромобилей, как выяснили аналитики KPMG на основе данных Международного энергетического агентства в своем отчете о готовности разных стран к автономным транспортным средствам.

А можно посмотреть иначе – на количество заправок в пересчете на жителей. В лидерах снова окажутся Нидерланды — где, по данным мониторинга Еврокомиссии, на 100 тысяч жителей приходится 260 заправок. На втором месте – Дания (197 заправок на каждую сотню тысяч жителей), на третьем – Австрия (131).

Нидерланды еще с начала 10-х годов стали наращивать инфраструктуру для электромобилей. Если в 2011 году в Нидерландах было всего 1826 зарядных станций, то в 2017 – уже 33 607; за 7 лет стране удалось увеличить количество «электрических» заправок в 18 раз, подсчитали в Bond van Automobielhandelaren en Garagehouders.

Пока что в Евросоюзе есть только 185 тысяч электрозаправок. На данный момент этого вполне достаточно, но уже в начале 2020-х годов количество электромобилей в Европе начнет резко расти: такой прогноз сделала независимая европейская ассоциация исследователей и НКО в сфере экологически чистого транспорта Transport & Environment (T&E).

Еврокомиссия планирует довести количество электрозаправок в ЕС до 1 миллиона уже к 2025 году – и тогда электромобиль, вероятно, перестанет быть выбором меньшинства.

logo