31.03.2011

Европейская экономия на продуктах как борьба за экологию

Недавно была обнародована статистика: жители Германии всего 11% своего бюджета тратят на еду. По европейским меркам это немного. С одной стороны, надо радоваться: значит, доходы немцев растут, и на еду можно особо не тратиться. С другой стороны, этот показатель свидетельствует о невысоком качестве продуктов питания в этой стране и желании людей экономить свои деньги. «Европульс» выяснил, как и почему изменились потребительские привычки среднестатистического бюргера.

Экологичная цена

Эксперты считают, что эти 11% — исторический минимум для ФРГ. Даже французы и итальянцы тратят на еду больше и уделяют ей более пристальное внимание, чем жители Германии. В интернете многие немцы возмущаются тем, что килограмм мяса стоит дешевле, чем килограмм яблок. И многие всерьез считают, что так быть не должно, и начинают подозревать, что мясные продукты некачественные и изготовлены с применением вредных химических веществ. Из-за этого цена на мясопродукты еще больше снижается.

В то же время сами немцы считают себя ярыми защитниками окружающей среды. Они сортируют мусор и выключают воду вовремя, но при этом не всегда осознают свою ответственность за рост цен в магазинах. Стремление купить еду дешевле оборачивается не на пользу самому покупателю. Ведь жить экологично — значит потреблять не больше того, что производит земля. Но с каждой замороженной пиццей или хот-догом, потребители, сами того не замечая, культивируют развитие подобного рода потребительских привычек. Они строят производственные цепи, не поддающиеся контролю со стороны покупателя, и в конечном итоге покупают продукт, стоимость которого не измеряется затраченной на него энергией и сырьем. Неужели в стоимость футболки за 5 евро входят расходы на транспорт, производство, зарплата швеи и очистка окружающей среды после утилизации этой футболки?

Современный покупатель – глупый клиент

Еще одна опасная тенденция состоит в том, что современный посетитель супермаркета – это глупый клиент, который с трудом контролирует свое поведение, он попадает под прицел рекламы и красивых цен, превращаясь во всеядное животное, которое ведет себя в магазине инстинктивно.

Социологи говорят, что в даже Германии люди придерживаются экологичного образа жизни тогда, когда им это удобно. Федеральное агентство экологии Германии (Umweltbundesamt) выяснило, что 85% немцев хотели бы использовать возобновляемые источники энергии, но только 8% домашних хозяйств используют биоэлектричество в повседневной жизни.

Большая часть людей не готова переплачивать за экологичные продукты. Однако более активно поддерживает эти идеи молодежь . Ханс из Мюнхена говорит: «Я доволен качеством продуктов в местных супермаркетах. Обычно я не уделяю пристальное внимание тому, что написано на упаковках, но стараюсь есть натуральные продукты, больше овощей и фруктов. Да, это недешево, но соотношение цены и качества меня никогда не смущало. Я даже не задумывался об этом. Просто покупаю то, что мне нравится и все».

Однако не все немцы такие, как Ханс. Многие после продовольственных скандалов прошлого года, которые разгорелись в Германии, наконец, захотели узнать, из чего же сделан их шницель.

«Раньше я об этом не думала, — рассказывает Марта, — но после истории с диоксином начала читать, что пишут на упаковках с полуфабрикатами».

Обед для индивидуалиста

В прошлом веке Германия не раз переживала голод, поэтому потребительские привычки немцев отличаются от привычек жителей других европейских стран. Здесь имеет значение и подход к процессу питания. Если в Италии и Великобритании потребление определенного типа продуктов считалось признаком принадлежности к определенной группе людей, то в Германии, которую потрясали социальные изменения множество раз, эти правила изменились. В стране было принято, чтобы за общим столом сидели люди из разных социальных слоев и все если одну пищу. Поэтому был один стол, одна картошка и общее мясо на всех. Сегодня эти социальные стереотипы ломаются. Немецкий обед идет по пути индивидуализма. Дети покупают себе биойогурт, а их родители – замороженный шницель.

Несмотря на то, что во всех странах Европейского Союза начали действовать центростремительные силы, которые объединяют привычки всех едоков, в каждой стране ЕС есть свои особенности. В некоторых странах люди по-прежнему тратят львиную долю бюджета на питание, в других же напротив, эта цифра мала. Несколько лет назад именно из-за этого родилась инициатива Европейской Комиссии EU Menu (2012-2017). Начиная с 2012 года, ученые по всему ЕС займутся изучением потребительских привычек европейцев для того, чтобы разработать стратегическую государственную программу в области питания и здоровья граждан. Возможно, тогда можно будет говорить о каком-то общем знаменателе.

logo