Евротренд

Европейскому буму на электромобили ровно век

Вы ни разу не задумывались, почему в Европе машины маленькие, а в Америке – большие? Европа – старая цивилизация, исторически и культурно понимающая несочетаемость размера и значимости, а потому и машины в ней небольшие. Более того, именно Европа из-за своих узких улочек и неподдельной тяги к чистому воздуху и энергосбережению придумала чудо-автомобиль Smart (паркуется как вдоль, так и поперек дороги, занимая одинаковую площадь, потребляя не более трех литров бензина на сотню).

Ну, а дальше – больше. Европейцы стали двигаться в сторону полной электрификации индивидуальных авто, одновременно ликвидируя пробки: маленькие двух-одноместные машинки предоставляются в прокат на одну поездку по городу, причем стоимость такой поездки существенно ниже поездки на такси, оплата и поиск ближайшего электрокара производиться с помощью карманного смартфона.

Впрочем, ничего удивительного. Первое упоминание о том, что электричество и есть движение, относится к 1928 году. Тогда венгр Аньос Джедлик создал крошечный автомобиль с самым первым вариантом электромотора. Конечно, настоящую машину такой мотор передвигать бы не мог, но это был первый шаг к электромобильному светлому будущему.

За следующее десятилетие шотландец Роберт Андерсон изобрел первый экипаж на электрической тяге. Также в 1935 году небольшой автомобиль был разработан и построен голландцами Стратином Гронингеном и его помощником Кристофером Беккером.

Над улучшением аккумуляторной батареи, позволявшей автомобилям преодолевать большие расстояния без подзарядки, поработали французы Гастон Платье (1865) и Камиль Форе (1881). В 80-х годах XIX века Ральф Уорд запустил в Лондоне линию движения электрических омнибусов.

Так что неудивительно, что именно Франция и Великобритания были первыми странами, которые на государственном уровне занялись популяризацией электромобилей. Хотя в нашем веке пальма первенства принадлежит скорее Германии.

В2011 году правительство Германии приняло программу развития производства и эксплуатации электромобилей. Цель программы— довести число автомобилей с электробатареями в стране к2020 до 1 миллиона, а до2030 число таких машин должно возрасти уже до 6 миллионов.

При этом программа предполагает ряд мер для стимулирования спроса на такие автомобили. В частности, на 10 лет владельцы электромобилей будут освобождены от налогов на транспортное средство. Помимо специальных парковочных мест для электромобилей в Германии предполагается создать еще и специальные полосы для них.

На разработку батарей для автомобилей правительство доследующего года выделит дополнительно 1 миллиард евро. Ранее на программу уже была выделена такая же сумма. Для координации работы при правительстве будет создана специальная группа. Кроме того, к2014 году планируется выстроить инфраструктуру для подзарядки батарей и создать примерно 7 тысяч общественных зарядных станций.

А вот французское правительство, далеко не замахиваясь, озвучило менее амбициозные планы, но на текущий год. Более 100 тысяч электромобилей должны до конца года заполонить французские дороги.

Правительство Ирландии запланировало к 2020 году 10% транспорта перевести на электроэнергию.

Но вернемся к истории. Развитие электромобилей достигло высшей точки на переломе столетий. В то время электрические авто имели массу преимуществ перед бензиновыми — в стоимости эксплуатации, в отсутствии вибрации, шума и запаха. Хорошие дороги в то время были только в городах, что предопределяло довольно низкую мобильность населения и полностью покрывалось возможностями электромобилей.

Примечательно, что пик производства электромобилей пришелся ровно на век назад — на 1912 год. А в 20-х годах двадцатого века они использовались очень широко, в основном для пассажирских перевозок.

В дальнейшем массовое производство бензиновых авто и, как следствие, снижение цен на них на долгие годы погрузили мечты электромобилистов в небытие. Электрические автомобили почти полностью исчезли с автомобильного рынка в 1935 году. До 1965 года в качестве личного или грузового средства они были просто бессмысленны с экономической точки зрения.

Только в 1960-1970-х годах прошлого столетия вновь вспомнили об электрокарах — проблема повышенных выбросов выхлопных газов и зависимости от иностранной нефти стала весьма острой.Тогда, в начале 1960-х годов, английская компания Battronic Truck выпустила первый за долгое время электромобиль, способный развивать скорость 25 миль в час, с запасом хода в 62 мили и стоимостью около 2 500 фунтов стерлингов. И об экологически чистых машинах забыли вновь… До начала века текущего.

Ближайшее время покажет: европейские планы по развитию электроавтомобилестроения повторят историю прошлого века или сейчас уже цивилизации отступать некуда, и нефть на исходе, и Киотский протокол все подписали?

Другое дело, что экономический фактор для простого потребителя никто не отменял. Для сравнения: последняя электромодель одного из лидеров европейского автомобилестроения стоит порядка 40 тысяч евро. И это не предел.©Европульс

Фото (сверху вниз): LaJamaisContente -первый автомобиль,разогнавшийся свыше 100 км/ч, Wikipedia.org; automasters.org.ru