21.09.2010

Голубое небо и зеленая трава для европейцев важнее, чем дорогой автомобиль

В Европе не принято размениваться по мелочам. Если люди озаботились экологией, то принципу чистоты и порядка будут подчинять все возможные сферы жизни. Мусор подвергнется жесткой сортировке, четырехколесный друг будет забыт в гараже, а проездной билет на автобус будет продлен. «Европульс» узнал, что европейцы делают, чтобы жить в чистом мире.

Впечатления от первой поездки в Европу у россиянина по-прежнему контрастируют с привычной домашней средой. Одна черта сразу выделяется, особенно жителями столичного региона — чистый воздух и отсутствие пробок на дорогах практически в любом европейском городе. Почему в многонаселенном Лондоне или Мадриде зимой и летом свободное движение на дорогах, и нет пыли и грязи на обочинах? На этот вопрос мог бы ответить любой европейский школьник, ведь каждому из них на уроках и дома стараются объяснить, как важно заботиться об экологии.

Повышенное внимание европейцев к окружающей среде, поддерживаемое каждым государством Европейского Союза, свои плоды приносит очень быстро. Еще несколько лет назад никто особенно не задумывался о том, как важно сортировать мусор, теперь же практически в каждой европейской деревне легко найти трехцветные экобаки для отходов.

Но отдельной страстью для озабоченных экологией европейцев стал транспорт. В этой области в последние годы — настоящий бум. Миллионы европейцев отказываются от использования автомобилей для поездок на работу и пересаживаются на велосипеды, железнодорожные компании цены на билеты делают ниже, чем автобусные, последние же переходят на максимально безвредное топливо.

Забытый двухколесный друг

По данным социологических исследований, проводимых в Германии и странах Бенилюкса, самым продаваемым средством транспорта в этих странах вот уже второй год является велосипед. Покупаются и продаются не только новые модели, но и пылившиеся на чердаках и в гаражах «дедушкины» велосипеды. Такой популярностью этот вид транспорта обязан вовсе не растиражированному образу типичного голландца, а… правительству Франции, выделившему в свое время миллионы евро на программу Velocite. Эта программа, целью которой было пересадить городских жителей с личных авто на велосипеды посредством недорогого проката, быстро набрала популярность как в самой Франции, так и в соседних Бельгии и Голландии. Но если французы предпочитают аренду велосипедов, то в последних, равно как и в Германии, справедливо рассуждают, что «лучше плохонький, но свой». Программы по прокату велосипедов популярны не только во Франции и странах Бенилюкса, но и в Германии и Испании. Скоро похожую систему собираются запустить в Лондоне. Все они работают по одному принципу: первые полчаса абсолютно бесплатны, дальше начисляется небольшая пеня за каждый час использования велосипеда. Годовой абонемент, в зависимости от страны, стоит около 30 евро. Расстояния от работы до дома или от дома до университета, как правило, легко преодолеваются за эти бесплатные полчаса. Такую идею с радостью восприняли не только студенты, но даже пенсионеры и топ-менеджеры. Вот почему никто уже не удивляется велосипедистам в костюмах «от Пьера Кардена». Велосипед в Европе это не только средство передвижения, но и самый настоящий тренд, ведь это залог здоровья, удобство и, что самое главное — это экологичный вид транспорта!

Сяду в скорый поезд

Развитие скоростных железных дорог в Европе в последние годы привело к тому, что многие из европейцев стали отказываться от таких поездок в силу дороговизны билетов, предпочитая авиаперелеты. Ведь сокращение времени пути и постоянное обновление парка поездов не могли не отразиться на цене билета. В ответ на это правительства стран-членов Евросоюза решили провести черту между туристами и резидентами, которым зачастую приходится ездить на работу на поезде. Для последних и была создана система проездных билетов, а также членство в группе транспортных компаний, обеспечивающих скидки на проезд. Таким образом, им удалось «отвоевать» обратно свой процент пассажиров, и еще раз заявить во всеуслышание о том, что европейцы предпочитают поезда самолетам, как более комфортный и, опять же, экологичный транспорт.

На работу на автобусе

Но, как бы то ни было, одним из самых популярных средств передвижения в Европе был и остается обычный городской автобус. Работающий, как правило, по более удобному графику, чем метро, и в отсутствии пробок доставляющий до места вовремя. И здесь, как и во всем, уровень «экологической сознательности» жителей ЕС взял свое. Бензин и дизельное топливо используются разве что автобусами на дальние расстояния, а городской европейский транспорт «питается» от экологического газа. Запах в таких автобусах с непривычки может смутить — очень похож на запах сероводорода — но зато сразу понимаешь: органика. Чтобы обезопасить граждан от мизерной доли вредных веществ, каждый европейский автопарк снабжает автобусы специальными фильтрами.

Кстати говоря, и поезда, и автобусы в Европе отлично совместимы все с теми же велосипедами. Множество моделей городских автобусов предусматривает багажное отделение в задней части, куда можно поставить двухколесный; в электричках и поездах есть специальные вагоны с держателями для велосипедов.

Программа по повышению экологической сознательности у европейских граждан такой оборот приняла сравнительно недавно, всего около трех лет назад. Но глядя на результаты, достигнутые за это время, охотно верится, что голубое небо и зеленая трава — это то, что в Европе действительно ценят.

logo