26.02.2018

Как европейские дизайнеры примиряют моду и экологию

Когда европейцы подбирают себе гардероб, они обращают внимание не только на фасон и тренды. Они все чаще проверяют, где, кем и в каких условиях была изготовлена вещь и как ее можно утилизировать, когда срок ее службы подойдет к концу.

— Устойчивая или эко-устойчивая мода – это не мимолетный тренд, это необходимость и будущее моды и нашего стиля жизни, — уверена эксперт по экоустойчивой и циклической моде и консультант по стилю Ольга Джонстон Антонова. Она рассказала «Европульсу», как европейские дизайнеры и стилисты воплощают принципы устойчивого развития в одном из самых динамичных секторов экономики.


Почему назрела необходимость в экоустойчивой моде

Индустрия моды наносит огромный ущерб окружающей среде, больше – только нефтяная промышленность. Здесь собрались «грехи» той же нефтянки (синтетические ткани производят из нефти) и сельского хозяйства – в производстве хлопка не обходится без пестицидов. Добыча металлов и драгоценных камней, которые модная индустрия использует в отделке изделий и для аксессуаров, — это тоже эксплуатация невозобновляемых ресурсов. Экологический след от моды есть и в лесной промышленности – мало кто знает, что вискозу делают из целлюлозы, и на эту ткань уходит 120 миллионов деревьев каждый год.  Добавьте к этому экологическую нагрузку от транспортировки вещей, от домашней стирки, глажки и химчистки.

 

Европейские дизайнеры чувствуют себя уверенно, работая с альтернативными материалами, многие из которых искусственно созданы. Они зачастую менее «грязные» — то есть оставляют меньше экологического следа. В России считается, что хлопок как натуральная ткань не может быть вредным для окружающей среды. Но на самом деле, если он обработан токсическими красителями и другими пропитками (это стандартная практика), то экологический след такого хлопка выше, чем след искусственных волокон, созданных экоустойчивым способом. Бывает, конечно, и органический хлопок, он сертифицируется особым способом (например, знаком GOTS – это уровень «золотого» стандарта в системе рейтингов хлопка).

Поэтому европейцы в первую очередь смотрят на сертификацию, которая подтверждает, что вещь изготовлена без вреда для окружающей среды и с соблюдением этических условий труда на производстве.


Окрашивание биомикробными культурами

Дизайнерам в Европе помогают другие специалисты — например, химики. Выпускница магистратуры Университета моды и дизайна Еsmod (Берлин / Париж) сделала необычный проект. Она вырастила несколько биомикробных культур, которые под воздействием света и температуры красят ткани, причем оттенок зависит от вида бактерии – каждый создает свой цвет. Такой способ оказывает куда меньше негативного воздействия на природу, чем обычная химическая покраска, и многие ведущие лаборатории мира стараются сделать этот процесс безопасным (ведь речь идет и о потенциально болезнетворных микробах) и масштабируемым, чтобы его можно было применять в промышленности.

Будущее индустрии моды — за лабораторией и наукой. Мы научимся синтезировать ткани с необходимыми свойствами, поймем, как их красить безопасно для окружающей среды и вообще уберем эту нагрузку с плеч Земли. Причем производство этих новых материалов будет гораздо чище, чем создание современных синтетических тканей на основе нефтепродуктов.

Окрашивание биомикробными культурами. Фото: Olga Johnston Antonova


Безотходный крой

В дизайнерских цехах массового производства на полу (а потом и на свалке) оказывается около 15% заказанной ткани. В индустрии принято заказывать больше ткани, чем требуется, на случай брака и несовпадения рисунка, а неэкономичный крой и изначально не экоустойчивый дизайн вещи только усугубляют проблему.

Европейские дизайнеры все чаще обязаны использовать экоустойчивые методы дизайна — например, такие выкройки, которые не оставляют обрезков. Одна из берлинских дизайнеров, Наташа фон Хиршхаузен, делает выкройки пальто и других вещей по принципу «ноль отходов», когда из обрезков остается только маленький клинышек площадью в несколько квадратных сантиметров.

Сегодня нет вуза моды и дизайна в Западной Европе, Северной Америке и Австралии, где не преподается экоустойчивый дизайн. Студенты не только узнают о том, как индустрия моды влияет на окружающую среду, но и учатся делать такой дизайн, чтобы улучшить мир и при этом остаться с прибылью.

Безотходный крой. Фото: Olga Johnston Antonova


Использование старых вещей в пошиве новых

Те же студенты, будущие экоустойчивые дизайнеры, вовсю разрабатывают проекты пошива новых вещей из старых, применения новых тканей из переработанного волокна. Сегодня пока еще практически нет технологий, которые позволяли бы перерабатывать смешанную ткань в нити, то есть в сырье для новой ткани. Недавно, после 5 лет исследований, был совершен технологический прорыв в этом отношении, но он относится к комбинации только двух видов волокон и еще не адаптирован к промышленности.

А дизайнеры уже сегодня могут собрать новую модную вещь из лоскутов – это называется апсайклинг. Этот метод особенно популярен в работе с джинсовой тканью, ведь деним имеет огромный эко-след, и если его можно производить меньше, то выигрывает и природа, и человек. К тому же апсайклинг позволят создать уникальные модели, а это основа индивидуального стиля настоящих поклонников моды.

Локальные дизайнеры, а не мировые сети

Вы знаете, что одежда крупных сетей — таких, как испанская Zara — путешествует по 5 странам, прежде чем оказаться на вешалке в магазине? Чтобы сэкономить, эти гиганты закупают сырье в одной стране, превращают его в материал в другой, шьют одежду в третьей. Сейчас больше 80% вещей с вешалок в магазинах одежды попадает в Европу морем из стран юго-западной Азии, где они производятся. Морской транспорт использует горючее из невозобновляемых источников, загрязняет экосистемы морей и воздух. Как оправдать такие перевозки вещей, не представляющих собой большой ценности?  Многие из этих дешевых товаров оказываются на свалке, потому что мы вскоре снова идем в магазин за новыми покупками.

Как консультант по стилю я советую клиентам вместо того, чтобы идти в магазин всемирно известного бренда, попробовать хотя бы раз купить одежду у местного дизайнера с локальным производством, на котором не эксплуатируются работники и где работают с тканями, оставшимися неиспользованными большими компаниями и компаниями класс люкс. Покупатель местного дизайнера получает уникальную вещь и возможность узнать ее создателя и связанную с вещью историю. Так возникает эмоциональная связь с этим предметом одежды. Это важно не только с психологической точки зрения, но и потому, что покупатель вряд ли пожелает быстро расстаться с такой вещью и будет ее ценить продолжительное время.

Фото: Visitflanders / Flickr


Одежда напрокат вместо новой покупки

А что делать, если новый пиджак все-таки хочется, а денег на локального дизайнера нет? В Европе набирают популярность службы, подобные библиотекам — только вместо книг там дают напрокат одежду. Если она вам нравится, вы можете ее купить. В Германии, например, один из провайдеров такого сервиса — компания Kleiderei, в Голландии — Lena Library. Есть компании, сдающие напрокат детскую одежду и одежду для будущих мам.

Пользователи регистрируются онлайн и выбирают «пакет» услуг, который может различаться по стоимости; заполняют анкету, на основании которой им подбирается индивидуальная коробка с законченным образом. Пересылка обычно включена в стоимость. Так что можно хвастаться обновками, значительно снижая свой экологический след и не копя ресурсы в своем шкафу. Такие компании стараются использовать так называемую «зеленую» почту, когда транспорт не оказывает негативного влияния на окружающую среду, перерабатывать упаковочный материал, не использовать пластик.

Во всех западноевропейских странах считается обычным одеваться в секонд-хендах, носить винтаж, устраивать вечеринки-ярмарки, где гости приносят отслужившую им одежду и меняются друг с другом. Вариантов экоустойчивого, сознательного потребления очень много.

Можно сдавать одежду в благотворительные организации. В Германии и других европейских странах одежду и обувь оставляют в контейнерах, стоящих на многих улицах в видных местах. A некоторые сетевые магазины за сданную на переработку одежду выдают купон на скидку (в России такую политику проводит сеть H&M).

«Европульс» благодарит за помощь в подготовке материала I Российско-германский форум креативных индустрий ART-WERK 2017, организованный фондом им. Фридриха Эберта в России.



Читайте также:

Европейский стиль одежды — очаровательная небрежность



logo