25.12.2017

Как немецкий Мангейм стал креативным городом

О том, как креативные индустрии преобразили ДНК Мангейма и его атмосферу, «Европульсу» рассказал мэр города Петер Курц.



Как утверждают жители Мангейма, именно здесь придумали велосипед, автомобиль, трактор и даже самолет с ракетным двигателем. Но теперь Мангейм ассоциируется в первую очередь с креативными индустриями: город даже получил статус «музыкальной столицы» ЮНЕСКО.

Многочисленные музыкальные фестивали самых разных направлений, вечно бодрствующие коворкинги, кафе, где экспериментируют со звуком уличные музыканты, и университеты – таков ландшафт современного Мангейма. Сложно представить, что еще в середине 1990-х годов это был неприветливый промышленный город.


Как крупные компании помогли Мангейму

Во время Второй мировой войны центр Мангейма почти сравняли с землей, и даже после реставрации в городе практически не оставалось приятных общественных пространств. От былого величия остался разве что одни из крупнейших в Европе замков в стиле барокко.

Мрачноватый пейзаж усугубляли крупные заводы и фабрики. У туристов Мангейм был не в почете, несмотря на то, что играл роль транспортного центра. Его даже относили к «самым уродливым» городам Германии.

В 1980-1990-х годах Мангейм, как и многие другие промышленные города Германии, переживал особенно тяжелые времена. В землю Баден-Вюртемберг на юго-западе Германии, где расположен Мангейм, потянулось множество мигрантов. Их всех не могли обеспечить работой даже такие промышленные гиганты, как Mercedes, Bombardier, АВВ и SAP. Город начал задыхаться: разрастались неблагополучные районы, индустриальные гиганты уродовали Мангейм неказистыми ангарами и медленно, но верно отравляли экологию.

Но именно эти крупные компании стали главными помощниками города.

— В 1990-х годах городская администрация приняла решение развивать креативные индустрии, — говорит Петер Курц. — Но начали мы с полезных для промышленности стартапов.

Главным для нас было понять, где у города сильная сторона: если ее развивать, есть шанс получить настоящий бренд. В Мангейме сосредоточенно много учебных заведений и исследовательских центров. И крупные компании вполне охотно помогали стартапам при университете.

Начали появляться специализированные кластеры – оазисы новой жизни. К ним протянули хорошие дороги, общественный транспорт стал ходить по удобным маршрутам.

Фото: Jim Maurer / Flickr


Как «гетто» стало визитной карточкой Мангейма

Но как ни крути, промышленные стартапы не могут затронуть всех городских жителей. А вот музыка – может. Поэтому власти Мангейма начали переходить от промышленных инноваций к креативным, и главным направлением выбрали развитие музыкальной индустрии.

Еще в период холодной войны в Мангейме были расквартированы американские солдаты. Они привнесли в жизнь города джаз, рок и другие новые ритмы, которые прижились и пустили корни. К концу переломных 1990-х годов Мангейм уже мог похвастаться созданием стиля drum’n’bass (да, он появился именно в одном из клубов Мангейма, а не в Великобритании) и несколькими знаменитыми в Германии рок-группами.

— Правительство федеральной земли Баден-Вюртемберг решило открыть учебное заведение для современных музыкантов, — говорит Петер Курц. – Его задача – учить студентов тому, как делать из своей музыки востребованный продукт.

Так в 2003 году появилась Поп-Академия.

— Ее построили в одном из неблагополучных на тот момент районов, промышленном Юнгбуше. Вместо того, чтобы отгораживать «гетто», мы интегрировали его в общественную жизнь.

А рядом с Поп-Академией появились зоны для прогулок, бульвары, где музыканты экспериментировали со звуком, кафе. Так район Юнгбуш стал визитной карточкой Мангейма.

Фото: Florian Köhler / Flickr


Музыка в индустриальных пространствах

Параллельно в Мангейме начали появляться музыкальные фестивали. Ежегодно тут проходит по несколько десятков мероприятий: джазовый фестиваль, фестиваль – ярмарка музыкальных инструментов, «слет» гитаристов и множество других мероприятий.

Большие индустриальные пространства отлично пригодились в качестве фестивальных площадок. Один из известнейших фестивалей танцевальной музыки Time Warp как раз проходит на таком браунфилде в Мангейме.


Единая сеть креативных оазисов в Мангейме

Позже стало понятно, что интересных идей так много, что сами жители и приезжие в них начинают путаться.

— Пришло время собирать отдельные оазисы в единую городскую сеть, — говорит Петер Курц.

Тогда в Мангейме появился уникальный сотрудник – менеджер по культурному городскому развитию. Он предлагает межсекторные формы взаимодействия (например, несколько лет назад главной темой стало сотрудничество музыкальных команд и медицинских стартапов). Ему помогают «архитекторы» общественных пространств.

— Такие специалисты помогают командам открывать свои бары и небольшие мастерские под открытым небом, — рассказывает Петер Курц. — Они знакомят владельцев ресторанов с музыкантами, предлагают, как украсить улицы перед праздником, под какую тему стилизовать ярмарку.

В результате город постоянно меняется, но эта пестрая мозаика складывается в единую картину.


«Европульс» благодарит за помощь в подготовке материала I Российско-германский форум креативных индустрий ART-WERK 2017, организованный Фондом им. Фридриха Эберта в России



Читайте также:

«Городские сообщества — очень важная часть эпохи антропоцена»: французский урбанист о городах будущего



logo