31.05.2018

Как новейшие технологии помогают спасать и изучать старину: 7 интересных проектов Horizon 2020

В XXI веке невозможно изучать, сохранять или распространять культурное наследие так, как это было принято раньше: теперь современные технологии позволяют делать то, что еще сто лет назад показалось бы не то чудом, не то колдовством. «Европульс» собрал 7 самых интересных научно-технических проектов в области работы с культурным наследием, которые были поддержаны Евросоюзом в рамках программы поощрения исследований Horizon 2020.

Секретное оружие археологов: DigiArt (Великобритания)

Том Сойер с Бекки Тэтчер не провели бы несколько кошмарных дней, блуждая по пещере в поисках выхода, будь у них… всего лишь дрон. Эти маленькие беспилотники способны исследовать самые труднодоступные объекты, куда человеку и соваться-то страшно: глубокие пещеры, непролазные скалы, ущелья.

Таким притягательным, но сложным для исследования местом стала знаменитая бельгийская пещера Scladina, где уже давно ведутся археологические исследования в поисках следов пребывания доисторических людей. Здесь и была впервые опробована технология DigiArt.

По следам наших прапрапредков запускается дрон, усовершенствованный учеными из ливерпульского университета Джона Мура. Технология создания непроста, ведь в глубине каменных расщелин нельзя поймать сигнал GPS, а без него практически невозможно управлять беспилотником. Поэтому археологическое «оружие» оснащено сверхчувствительной электроникой и тремя широкоформатными камерами, непрерывно снимающими все уголки осваиваемого в археологическом контексте объекта. По результатам съемки формируется 3D-модель внутреннего пространства пещеры. Полученные сведения по-настоящему бесценны для исследователей.

Фото: DigiArt

И тут со дна постучали: ARROWS (Италия)

Еще дальше пошли сотрудники итальянского проекта Arrows, объединившего попытки инженеров разработать и адаптировать к специальным археологическим задачам недорогих автономных роботов, способных работать глубоко под водой.

Цель − значительно снизить затраты на исследования затонувших в море кораблей, древнейших поселений и других исторических объектов, оказавшихся под толщей воды. Конечный результат заинтересует археологов-подводников всего мира; что отдельно приятно — проект полностью безопасен с экологической точки зрения. Исследования с помощью подводных роботов проводятся пока только в Средиземном и Балтийском морях, но дело за будущим.

Фото: ARROWS

Не кантовать: GENESI (Италия)

Видимых повреждений у картин в пути с одной на другую выставку уже давно не случается, однако галеристов и руководство музеев теперь беспокоят микроскопические «раны». Они не видны невооруженным глазом, но подобно крошечным бомбам замедленного действия постепенно разрушают полотно − особенно если произведение искусства подвергалось воздействию экстремальных условий окружающей среды.

Новая технология позволяет этого избежать: к металлическим частям рамы крепятся специальные датчики, которые анализируют уровень вибрации, которой подвергается картина во время транспортировки, и показывают, насколько эффективно специальный контейнер поглощает удары. Другие датчики контролируют надежность защиты красок на картине от перепадов температуры, влажности и прочих микроклиматических изменений. Мониторя показатели, можно с легкостью откорректировать условия перевозки, чтобы не навредить картине.

Устройство разработано в римском университете La Sapienza сотрудниками проекта GENESI, «умные» датчики используют минимум энергии и способны работать автономно до нескольких месяцев.

Карманная машинка времени: INCEPTION (Италия)

Даже самые заядлые путешественники не особенно любят слушать экскурсоводов и читать путеводители. Гораздо интереснее просто взглянуть на древние развалины – и сразу получить информацию: что это, когда было возведено, а когда разрушено. Этакая дополненная реальность, позволяющая детально заглянуть в прошлое заинтересовавшего объекта.

Если у вас есть смартфон (а у кого его сегодня нет?), а в нем возможность загружать новейшие приложения, то, вероятно, в скором времени дополненная реальность исторических объектов станет… реальностью. Над этим работают в университете Ferrara в Италии.

Приложение будет содержать подробнейшие цифровые версии объектов, их 3D-модели в различные исторические периоды, что позволит видеть буквально сквозь века. По сути, технология предложит туристам и любителям истории виртуальную машину времени в собственном мобильнике, которая покажет, как здания строились в далеком прошлом и как развивались на протяжении веков.

В качестве тестового материала разработчики программы взяли старинную больницу Ospedale degli Innocenti во Флоренции: посетители смогли «побывать» в XV веке и своими глазами увидеть, как здание строилось и какие бурные времена оно пережило за свою историю.

Фото: INCEPTION

Культурная цифра: ITNDCH (Кипр)

Времена меняются очень быстро. Каких-то двадцать лет назад все активно переводили в цифровой формат ценные видеокассеты, записанные когда-то при помощи древней видеокамеры, а сегодня в цифре существует почти все, что вообще способно существовать в данном формате. После оцифрованных выставок и библиотек идея перевести в цифру все культурное наследие уже не вызывает удивления.

Киприотский проект ITN-DCH использует технологии лазерного сканирования, чтобы «заархивировать» древние памятники, интерьеры и натурные археологические находки как трехмерные изображения в мельчайших деталях, включая информацию об использованных для постройки материалах.

Например, на руинах древнего римского города Карнунтум в Австрии собрана и оцифрована вся имеющаяся документация, все объекты и изображения с раскопок: целые здания, улицы, площади, сохранившийся до наших времен почти в целостности деревянный амфитеатр – все это возвращено к жизни в 3D-образах. И это только начало.

Проект вызвал большой ажиотаж и интерес в ЕС и во всем мире. Партнерами проекта стали ведущие университеты, учреждения культуры, музеи и архивы, а также компании, занимающиеся вопросами сохранения культурного наследия.

Фото: Wikimedia

Баня для дворца: PANNA (Бельгия)

Древние здания часто выглядят закопченными и грязными. Многие из них действительно за века накопили слои пыли и частички грязи на стенах и между камнями. Обычные моющие средства их не берут — кроме того, чем можно вымыть, например, стены и башни громадного замка? Никакой воды не хватит.

Оказывается, вода здесь вообще не при чем. Участники проекта Panna для бережной и эффективной чистки старых зданий предлагают… плазменный факел.

Плазма используется в сочетании с разбавленным раствором органического полимера или традиционным моющим средством. Раствор проникает в корку грязи и помогает плазме отделить ее от поверхности камней. Это не просто чистка, но и способ привлечь дополнительных туристов. Так, во время плазменного «мытья» дворца Дожей в Венеции в город специально, как на карнавал, стекаются гости, чтобы полюбоваться на невиданное зрелище. Естественно, это приносит миллионы евро в год в городскую казну.

Плазма хорошо работает губкой и в старинных интерьерах. В церкви Святой Параскевы в болгарском Плевене исследователи из Panna убедились, что плазменный факел со сжатым воздухом прекрасно очищает стенную роспись от сажи и свечного воска.

А вот в Пизе реставраторы древних зданий использовали для возвращения чистого блеска стенам нано-частицы. Изготовленный из них материал наносится в основном на мрамор. Это непористый камень, и чтобы его эффективно очистить и при этом позволять «дышать», необходима технология, позволяющая углубиться в камень.

Фото: Jacqueline Poggi / Flickr

Ожившие памятники: ROCK (Италия)

Культурный объект интересен людям только если вокруг него кипит жизнь. В рамках этого подхода участники проекта ROCK задумались о возможности превратить историческую часть европейских городов в энергичную городскую среду, где постоянно происходит что-нибудь в режиме реального времени. Это способствует и сохранению культурных объектов.

Сегодня многие исторические центры городов страдают от физического распада, социальных конфликтов и в целом сниженного уровня жизни. Как избежать этого? Проект ROCK предложил набор моделей активностей в историческом центре для всех, кто может быть вовлечен в процесс культурного возрождения городов. Города, в которых используются инновации ROCK, − Афины, Эйндховен, Ливерпуль, Лион, Турин, Вильнюс, Болонья, Лиссабон и Скопье.

Во всех них работают так называемые живые лаборатории. Сначала – мониторинг: данные о культурных объектах города собираются и загружаются на веб-платформу ROCK. Затем они анализируются, чтобы можно было сформулировать конкретные проблемы, стоящие перед городом, и найти пути их решения. Живые лаборатории объединяют людей из разных слоев общества для участия в мастер-классах и семинарах, где можно поработать над такими темами, как экологические инновации и бизнес-подход в деле сохранения культурных объектов. Старые города начинают жить новой жизнью – открываются общественные пространства, кафе, магазины, привлекается внимание как туристов, так и потенциальных инвесторов, появляются новые рабочие места, а также средства для реставрации, ухода за старыми зданиями, для туристического пиара объектов культурного наследия и привлечения к ним внимания все больших слоев населения. Словом, в памятники старины реально можно вдохнуть жизнь.

logo