20.10.2011

Кому в Европе дышать хорошо, или Борьба за экологию продолжается

Недавно Власти Милана запретили автомобильное движение в городе на 10 часов. В воскресный день 9 октября владельцам 120 тысяч машин пришлось оставить свое движимое имущество на ночных парковках. Что это было? Так один из самых загрязненных городов Европы вновь попытался очиститься от смога. «Европульс» решил проследить, как в разных странах ЕС пытаются бороться за экологию городов.

Согласно нормам ЕС, город может выдержать 35 дней смога в год. Так вот Милан уже к первой декаде февраля 2011 год пережил 34 таких дня. В январе 2011 власти запретили въезжать в центр транспорту с превышением допустимого выброса углекислого газа. Произошло это после того, как обнаружилось нечто очень неприятное, а именно: в городе оказался существенно превышен уровень содержания в атмосфере PM10 – твердых частиц, которые очень вредны для здоровья людей.

В настоящее время в Милане действует система экологического контроля транспорта «Ecopass». Владельцы автомобилей приобретают специальные карты-пропуска, которые позволяют въезжать с 07:30 до 19:30 в районы ограниченного автомобильного движения. Что интересно, данное правило не касается лишь автомобилей, работающих на газе.

Именем закона…

Кроме того, чтобы очистить воздух, мэрия Милана еще зимой решила снизить температуру воздуха в жилых помещениях с 20 до 19 градусов. В связи с этим вышло распоряжение, что отопление должно работать максимум 13, а не 14 часов в день, как раньше. Кроме того, в городе введен запрет на запуск фейерверков и петард, запрещено разжигать костры, сжигать мусор. В феврале в Милане был введен полный запрет на автомобильное движение. Эта мера применяется когда уровень загрязнения превышает 50 микрограммов частиц на кубометр воздуха в течение 12 дней. Впервые Милан ввел ограничения на движение автотранспорта в тестовом режиме в 2007 году. Но с тех пор выбросы вредных веществ в атмосферу только усиливались, и теперь это город с одним из самых высоких в Европе уровней загрязнения.

Дышите — не дышите

Согласно результатам исследования, проведенного немецкой Ассоциацией по экологии и охране природы в сентябре этого года, именно в Милане наряду с Римом, Дюссельдорфом и Штутгартом было зафиксировано самое низкое качество воздуха, которым приходится дышать жителям этих городов и посещающим их туристам.

В число европейских городов, экологическая ситуация в которых оставляет желать лучшего, входит также и… Лондон. Уровень загрязнения столицы Велиокбритании признан экологами «выше среднего» из-за повышенного объема автомобильных выхлопов.

Мэрия Лондона, как и власти других европейских столиц, начиная с 2005 проводит политику по улучшению экологии города. В 2003 году в Лондоне, первом среди крупных европейских городов, была введена плата за въезд в центр (congestion charge), и эта мера действительно помогла сократить транспортную загрузку. Но вопрос загрязнения атмосферы, как утверждают, исследователи King’s College London эта практика не решает. Тем более, что параллельно городские власти отказались от использования гибридных автобусов и резко увеличили тарифы на проезд в общественном транспорте.

Накануне проведения «самых зеленых» Олимпийских Игр в 2012 году Лондону так или иначе придется принять жесткие меры для ее решения. В противном случае городские власти ждет штраф в 175 млн фунтов стерлингов от Международного Олимпийского комитета (МОК).По условиям контракта, подписанного правительством и мэром Лондона в 2005 году, МОК может удержать 25% прогнозируемых доходов от телетрансляций Игр (700 млн фунтов), если будут превышены установленные ЕС пределы атмосферного загрязнения.

Германия «зеленеет» со столицы

Между тем, самым чистым городом Европы по данным исследования оказался Берлин. Специалисты связывают это с последовательной политикой городских властей. Так для автомобилистов в немецкой столице был введен целый ряд ограничений. На двух третях улиц Берлина скорость движения не превышает 30 километров в час. Кроме того, машины с низкими экологическими параметрами не имеют права въезжать на территорию «зеленых зон». Организацию таких зон экологи многих стран ЕС признали одной из самых удачных находок властей германской столицы.

С 2007 по 2010 год согласно статистике, доля автомобильного транспорта в Берлине сократилась на 6%, а количество загрязняющих воздух веществ – на 52%. Кроме того, за это время в Берлине в 2 раза увеличилось число велосипедистов, и теперь столица Германии представляет собой город с высокоразвитой инфраструктурой, приспособленным в перву очередь для велосипедистов. Впрочем, количество горожан, которые перемещаются по улицам исключительно на двух колесах, в Берлине не самое высокое среди европейских городов. Гораздо выше доля велосипедистов в Стокгольме и Копенгагене (40% и 50% соответственно), которые, кстати, поделили между собой вторую строчку рейтинга самых чистых городов Европы.

logo