Евротренд

Краут-рок — это вам не капуста!

Что можно подумать, услышав сочетание краут-рок? Многие знатоки немецкого языка или «бюргерской» кухни, не обремененные детальными познаниями в современной музыке, могут предположить, что у музыки «диких гитар» есть что-то общее с квашеной капустой… На самом деле, происхождение термина «краут-рок» связывают с публикациями в британской прессе и слэнговым словом «краут» (нем. Kraut), означающего «немец». Изначально этот термин имел слегка оскорбительный оттенок, но после того, как музыка в стиле краут-рок стала известной и приобрела множество почитателей, этот термин стал носить однозначно позитивный характер. Краут-рок, как стиль, представленный такими немецкими культовыми группами, как CAN, NEU!, Ash Ra Tempel, FAUST, характеризуется, в первую очередь, психоделичностью и склонностью к экспериментализму. Визитной карточкой краут-рока стало смешение рок-музыки, исполняемой на стандартных инструментах рок-группы (электрогитара, бас-гитара, ударные), со структурами электронной музыки, а также электронной обработкой звука. Среди прочего, в музыке нередко присутствует пульсирующий ритм, т. н. моторик (нем. Motorik), яркими примерами которого являются композиция Autobahn группы Kraftwerk и альбомы группы Neu!. Таким образом, краут-рок дал импульс для развития электронной музыки и эмбиента. Помимо этого, в краут-роке делается упор на инструментальную музыку, импровизации. Корни краут-рока уходят частично в немецкий электронный авангард 1950-х годов и творчество композитора Карлхайнца Штокхаузена (у которого учился музыке Holger Czukay из группы Can). Пионерами стиля стала немецкая команда Faust, которая возникла в 1970 году в результате слияния двух коллективов Nukleus и Campylognatus Citelli. В 70-х и начале 80-х годов группа сотрудничала с именитыми фирмами грамзаписи (Polydor, Virgin) и сумела добиться серьезных коммерческих успехов (в первую очередь после выпуска альбома The Faust tapes). Однако после этого успеха некоторые музыканты вышли из состава, и в развитии коллектива наступило затишье.

Лишь в 1990 году участники группы Перрон, Ирмлер и Дирмайер вновь выступили вместе в Гамбурге. В 1992 последовал аншлаг в Лондоне, после чего начинают выходить последовательные альбомы группы. Faust озвучивают классический немой фильм Мюрнау «Носферату».

С 2002 года музыканты начинают работать над сольными проектами: Перрон создает перфомансы Art-Terrorist, Дирмайер создает Offline Video Music, Ирмлер основывает студию звукозаписи Klangbad. В декабре 2007 года легендарная команда Faust из Гамбурга, при поддержке Немецкого культурного центра им. Гете в Москве, дала уникальный концерт в одном из московских клубов. Посетители концерта в Москве были незамедлительно погружены в своего рода звуковой вакуум, созданный кудесниками Faust, хорошо знающими свое ремесло. Поначалу звучание казалось мрачноватым, индустриально-минималистичным. Наблюдался некоторый отток публики, не запасшейся терпением для этого необычного действа. Faust словно фильтровали неподготовленных слушателей. Команде были нужны не просто потребители, а участники, партнеры по ритуалу. Постепенно музыка становилась насыщеннее, звуковые структуры — сложнее. В конце концов, представление достигло своего апогея: люди больше не стояли на месте, а характерно кивали головой в такт, восторженно вознося руки вверх в кульминационные моменты. Faust все сделали очень умело и были вознаграждены за это шквальными овациями в исполнении доведенных до экстаза поклонников. Этот концерт стал отличным подарком всем музыкальным гурманам, не взирая на персональные предпочтения: будь то инди-рок, электроника или хип-хоп.

Поделиться в соцсетях