8.06.2012

Кружок электронного чтения

С 9 по 12 июня, в Центральном Доме художника пройдет 7-й Московский книжный фестиваль. В этом году при поддержке посольств и культурных центров Европы в фестивале примут участие гости из Великобритании, Литвы, Франции, Германии и других европейских стран. Более 300 писателей, издателей, культурологов, критиков и публицистов обсудят будущее литературы в современной digital реальности. Слухи о том, что современное поколение перестало читать книги, и им все заменили компьютер и Интернет, сильно преувеличены. Интерес к печатному слову никуда не делся, он просто преобразился.

Феномен последнего времени – бурный интерес к электронным книгам (для удобства будем их называть е-книгами). Это можно было бы объяснить тем, что молодежь совсем разучилась писать ручкой и перелистывать страницы. («Мама, а на что надо нажать, чтобы страничка перевернулась», — спросило современное чадо, которому в руки попала обычная книжка с картинками). Но основные двигатели электронного чтения – вполне состоявшиеся взрослые люди, выросшие и научившиеся читать задолго до возникновения цифровых технологий.

Такие данные содержатся в ежегодном исследовании «Понять цифрового потребителя» (Understanding the Digital Consumer). Второй раз подряд его провело британская компания Bowker, опросив 4 тысячи британцев в возрасте от 16 до 84 лет. В работе говорится, что за год – с февраля 2011 года по март 2012 года количество взрослых британцев, которые хотя бы однажды купили электронную книгу, выросло в три раза. Более четверти читателей в возрасте от 45 до 54 лет за последние полгода покупали электронные книги (годом раньше – лишь 17%), это самый значительный прирост потребителей. Мужчины чаще, чем женщины покупают е-книги, зато женщины покупают их больше по количеству и, кроме того, более активно скачивают с бесплатных сайтов. В целом же, если же говорить о е-книгах, то их покупки в Великобритании за год выросли втрое и, судя по намерениям читателей, будут продолжать расти – каждый третий опрошенный заявил, что в ближайшие месяцы намеревается купить как минимум одну е-книгу.

По-видимому, причину феномена надо искать в преодолении некого психологического рубежа. Взрослому человеку, привыкшему к традиционной бумажной книге, с ее шорохом страниц и особым культурным контекстом, сопровождающим само понятие «чтение», непросто перестроиться на восприятие электронного текста. Однако, однажды преодолев первоначальное «не хочу» и, взяв в руки устройство для чтения, люди понимают, насколько это удобно. Е-книги не занимают места (в отпуск можно взять хоть целую библиотеку и не набивать багаж тяжеленными томами), их можно читать с любым шрифтом (люди с проблемами зрения устанавливают комфортный для них шрифт), с них легко делать копии, они не портятся и не изнашиваются.

Второй фактор успеха е-книг – появление на рынке специальных устройств, ридеров, делающих е-чтение максимально удобным и комфортным. Упомянутое исследование выявило, что в качестве средства для чтения англичанам больше всего нравится Киндл (Kindle- программно-аппаратная платформа для чтенияэлектронных книг) — его используют 40% е-читателей. За год они сменили предпочтения и от лэптопов и десктопов перешли на Киндл. Выросла и рыночная доля планшетников и таблеток – с их помощью теперь читают 12% британцев. Годом ранее их было вдвое меньше.

Электронные книги завоевывают сердца читателей не только в Британии. В Италии, например, со следующего года е-книги в школах будут приравнены к традиционным учебникам.

Единственными проигравшими в этой ситуации могут стать книжные магазины.

Бывший глава крупнейшей книготорговой сети Border UK Филипп Доунер, выступая на Всемирном конгрессе электронного чтения, высказал мнение, что книготорговцы теперь должны конкурировать не столько друг с другом, сколько совместно противостоять нескольким самым могущественным корпорациям мира, таким монстрам, как Amazon и Apple. Ведь бороться с ними приходится не только за деньги покупателя, но и за его время. Это и понятно: за электронной книгой не надо идти в магазин, их можно покупать или скачивать мгновенно, не выходя из дома. И они всегда в наличии в интернет-магазинах.

В конце концов, как писал в 17-ом веке французский ученый и писатель Блэз Паскаль «каждую книгу нужно уметь читать». И электронную тоже — добавим мы в веке 21-м.©Европульс

logo