20.10.2010

Майк Фолкнер, VJ и дизайнер D-Fuse: «Мне не интересно «продавать шампуни», но иногда приходится притворяться, что мне это нравится»

Пионер VJ-культуры и участник группы D-Fuse из Лондона Майк Фолкнер рассказал «Европульсу», с какими трудностями приходиться сталкиваться успешным творческим людям в Великобритании. Как не потерять главную цель своей жизни в погоне за финансовым благополучием? И с чего начать свой путь молодым творцам?

Майк, вы много преподаете. О чем вы рассказываете студентам?

Мы рассказываем о том, как нашей компании удалось возникнуть и развиться, также делимся информацией о технических аудиовизуальных установках, о видео-маппинге, о VJ- установках, о том, как делать перформансы и о программе для производства музыки Ableton Live. Рассказываем как мы строим командную работу.

Сколько времени у вас ушло на подготовку лекций?

У нас лекции интерактивные. Мы потратили день на съемки. Я еще не видел финальную версию, пока мы сделали два урока, но я надеюсь, что мы сделаем больше.

Как возник проект D-Fuse?

Проект существует уже около 15 лет. Все мы пришли из разных областей: кто-то архитектор, кто-то был связан с видео и режиссурой. Наша компания почти как семейный бизнес — нас всего четверо.

Помните ли вы свой первый проект?

Мы ранее занимались графическим дизайном и студийными записями. Но самое первое, что мы сделали, это был анимированный фильм. Делали короткие скетчи на разные темы, которые потом объединили в мульт.

Что вам интересно сейчас?

Сейчас работаем над несколькими проектами в Китае. У нас есть два человека: дизайнер и техник. Они конструируют самовоспроизводящее видео из солнечных генераторов. Ты пишешь свое имя на экране, и оно загорается будто солнечный луч. Эта установка представляет собой сцену, которая путешествует по Китаю. Идея в том, что люди как бы играют с этим образом. Это прототип игры в слова.

Но все это ведь никак не применимо в жизни? Это все из области чистого искусства?

Я думаю, что этот проект интересен в первую очередь из-за своей идеи. Наша компания раскрывает технологию и потом мы сами учимся управлять ею. Возможно, в дальнейшем это можно будет использовать как-нибудь иначе. Если сравнить это с процессом приготовления пиццы, то технология это тесто и форма, а разные добавки – это как раз то, что делаем мы. Поэтому мы можем делать разные пиццы на одной и той же основе. Мы, как творцы, открываем путь другим творцам, которые могут придти вслед за нами.

Получаете ли вы прибыль от своих проектов?

Интересно, что прибыль связана с психологией. Это перестраховка. Когда-то мы решили, что 60% нашей работы будет делаться бесплатно, 30% за небольшие деньги и 10% за огромные деньги. И вот этот проект в Китае он построен как раз по этой схеме. Зарабатывая на дорогих проектах, мы вкладываем деньги в более интересные, но менее прибыльные. Мы снимаем фильмы, делаем перформансы, еще какие-то вещи. И иногда уходит по полтора года, чтобы «отбить» деньги, затраченные на эти проекты.

Нельзя ли зарабатывать на всем что делаешь?

Проблема заключается в проектах для большого бизнеса. Все компании сильно контролируются, задачи становятся примитивнее: надо думать, как угодить заказчику. Твой мозг постепенно начинает концентрироваться на деньгах, и если не контролировать себя, ты просто начнешь гнаться за ними. Придется идти на компромисс с собственными идеями. Мы же стараемся развивать идеи и эффективно продавать их компаниям.

Как сделать так, чтобы творческий проект ожил?

Главное — сделать так, чтобы о нем узнали люди. Опубликовали информацию или сняли передачу. 50% времени нашей работы мы тратим на это, чтобы наши проекты стали достоянием общественности. Часто наша творческая энергия идет на это и лишь небольшая часть — на развитие творческих проектов. Опять же я здесь вернусь к еде. Представьте, что вы шеф-повар, но вам нужно не только готовить, но еще и следить за кухней. Мыть и резать овощи, смотреть, чтобы все приборы были исправны. И сам момент приготовления пищи он очень недолгий, но очень захватывающий и интересный. Если у вас большая компания, то конечно, можно нанять людей, которые будут заниматься этой сопутствующей работой, но чем больше она будет, тем длиннее станут счета, по которым нужно платить. Но когда у тебя небольшая компания, то ты тратишь кучу времени на все эти важные мелочи. Ты забываешь о творчестве и тонешь в круговороте дел, забывая об истинных целях. Вот это очень неустойчивый баланс, который нужно поддерживать. И каждый год у нас какой-то большой творческий проект, но до этого мы делаем что-то, чтобы заработать на него. Мы могли бы сконцентрироваться на зарабатывании денег, но если честно, мне не очень интересно «продавать шампуни». Это скучно. Но иногда мне приходиться притворяться, что мне это нравится. Но я осознаю, что притворяясь, я теряю себя.

Что помогает молодым талантам в Европе заниматься любимым делом?

Богатые родители. Я думаю, для Великобритании верно то, что многих людей поддерживает государство. Но творчество всегда было занятием для богатых людей, потому что в этом случае ты не должен думать о том, как выжить – ты можешь думать только о своих идеях. Или ты можешь работать только ради коммерции. В Англии очень многие художники работают за маленькие деньги. Но это не то, что вы хотели услышать. Добавлю, что еще важно иметь хорошие идеи и хорошие связи.

Как можно приобрести эти связи?

В Европе фестивали помогают завязать эти важные контакты. В Англии, например, это проект Onedotzero. Они проводят форумы, где вы можете не только познакомиться, но и узнать много нового, получить какие-то новые навыки.

Video Mapping — Jakarta from D-Fuse on Vimeo.

logo