1.03.2012

Механический друг становится реальностью

Когда человек слышит слово «робот», он невольно вспоминает навеянный кинематографом образ «машины для убийства». Однако новые разработки европейских ученых с «терминаторами « и «робокопами» ничего общего не имеют. Это настоящие механические друзья, которые смогут общаться с детьми на равных.

Когда Нао расстроен, он втягивает плечи и смотрит вниз. Когда он радуется, он поднимает руки и раздвигает их для объятий. Если он напуган, он съеживается и замирает до тех пор, пока его не успокоят, погладив по голове. Ничего необычного. Вот только Нао – это не человек, а первый в мире робот, который может чувствовать и воспроизводить эмоции.

Он способен адаптировать свое поведение к действиям и настроению человека, с которым «общается». Используя мозг нейронной сети, Нао может запоминать не только лица, но и способ взаимодействия с различными людьми. Это понимание плюс некоторые правила того, что является хорошим и плохим для него, формируют его опыт исследования окружающей среды.

«Это очень похоже на способ, которым дети шимпанзе и других высших приматов создают аффективную, эмоциональную связь с теми особями, которые проявляют заботу о них», — говорит его создательница Лола Каньямеро. Лола возглавляет группу ученых Хартфордширского университета, которые работали над программированием Нао в рамках проекта Feelix Growing, финансировавшегося Европейской Комиссией.

Сегодня эта группа продолжает работу по программированию эмоций роботов для другого реализуемого при поддержке ЕС проекта ALIZ-E. Он предполагает, в том числе, создание «маленького друга» для детей, находящихся на лечении в педиатрических клиниках. Тестировать роботов ученые будут в детском отделении госпиталя Святого Рафаэля в Милане. «Роботы смогут помочь больным детям осознать важность их лечения, объяснить, что они должны лечиться. Мы хотим помочь детям управлять своим беспокойством», – говорит Лола Каньямеро.

Разрабатываемые под эгидой ALIZ-E машины будут не только способны различать эмоции человека, но и воспроизводить их. Они смогут по-настоящему играть с детьми. Благодаря технологиям, наделяющим их памятью, речью и плавностью движений, такой робот сможет запоминать любимые игры ребенка, его тембр голоса и манеру двигаться.

Эффективность этих «железных умников» уже была доказана в Нидерландах, где в школе «Het Spoor» города Зейста созданные в рамках проекта ALIZ-E роботы обучали детей математике. Исследователи отобрали для эксперимента 20 детей в возрасте от 9 до 10 лет и роботов двух моделей. Первая была более простая, запрограммированная на преподавание в соответствие с учебной программой для младших классов. Роботы второй модели, напротив, выявляли личные возможности ученика и давали ему задания, исходя из его личного уровня математических знаний. В результате, гораздо эффективней оказалась вторая модель: обучение математике при персональном подходе робота шло куда успешнее.

Разработка роботов нового поколения объединяет ученых из шести европейских университетов и двух коммерческих предприятий. Координирует ее человек, которого называют звездой современной науки в целом, и робототехники в частности, Тони Бельпаме. «Моя работа нацелена на разработку когнитивных, способных к познанию роботов, которые смогли бы учиться манипулировать объектами и инструментами самостоятельно, взаимодействовать и общаться с другими роботами и людьми», — говорит он.

Европейские ученые, в отличие от японских, считают, что взаимоотношения людей и роботов крайне важны. Если люди смогут вести себя естественно рядом с их роботами-компаньонами, то последние получат большее признание и доверие, и в конечном счете станут обычным объектом в человеческой жизни. Нужно для этого совсем чуть: чтобы механический гомункулус почувствовал себя человеком.

logo