1.02.2011

Мода – меняющаяся и неизменная

Что может быть бесполезнее моды? Её направление меняется дважды в год. Верить ли дизайнерам, которые говорят: «За модой гнаться бессмысленно, главное иметь свой стиль»? Если посмотреть на моду с другой стороны, то ничего более постоянного и не найти. Модельеры, словно сговорившись, держатся одной линии. Или предсказывают будущее: «В следующем сезоне буду носить…». «Европульс» узнал о модных тенденциях весны и лета-2011.

«Haute couture» , или «высокая мода», как и «prêt-a-porter» (буквально «готовое для носки»; модели готовой одежды, которые производятся большими партиями и в стандартных размерах) появились в Европе. Несмотря на французские названия, это все изобретения англичан, однако кто об этом помнит? Весь мир 2 раза в год переводит часы на парижское время и стремится узнать, что же готовит новый сезон.

Славу предсказателя мировых трендов Париж снискал себе накануне Второй мировой войны, когда ведущие модные дома, подготовили подчеркнуто милитаристские коллекции, строгие формы, грубые ткани, точные силуэты, женские костюмы без лишних деталей – все говорило о том, что грядут перемены. Правда, доподлинно неизвестно, явилось ли это результатом проницательность модельеров или так выразилась их усталость от событий Первой мировой войны и финансового кризиса? Но с тех пор принято считать, что fashion-дизайнеры чувствуют дух времени иногда даже лучше политиков.

Конец 2000-х – кризис и денег, и идей

Несмотря на то, что Европа по-прежнему остается домом моды № 1 в мире, японские и американские дизайнеры давно уже оспаривают ее первенство. Если американцы, прежде чем придумать что-то свое, копировали европейские образцы, то японцы всегда оставались верны себе. Они верны простоте, монохромности, многослойности, темным тонам и некоторой бесформенности, напоминающей одежду самураев. С этой дорожки они не сворачивали. В какой-то момент истории этот минимализм японцев пришелся по душе и европейцам. Они начали применять японские формулы в европейской моде. И сегодня видно, как многие не хотят отказываться от этих заманчивых образцов.

Особенно востребованной стала лаконичность в период экономического кризиса. Европа погрузилась в монохромность, не забыла и о черном цвете, силуэты навевали воспоминания о военном и голодном времени, появились многофункциональные элементы одежды юбки-брюки, пиджаки-жилеты. Сегодня критики говорят, что однажды (и довольно скоро) эта любовь к минимализму должна закончиться, но пока что это один из основных трендов европейской моды.

Мода 2011 – кончится ли кризис?

Главный вопрос, который задают себе и дизайнеры, и покупатели: как изменится мир в ближайшее время? Чего ждать нам всем — новой волны кризиса или процветания? А может быть, пресловутые прогнозы о конце света 2012 года сбудутся? Из показов высокой моды, прошедшей в середине января 2011 года в Париже, видно одно: модельеры не исключают ни один из этих сценариев. Поэтому и в одежде единой тенденции нет. Парадоксально еще и то, что мужские и женские коллекции отличаются от друга очень сильно. Женщин европейцы, наконец, освободили от феминистского бремени и позволили быть женщинами, одев их в шали, кружева, летящие шелковые платья и костюмы ярких расцветок. А мужчинам решили напомнить об их первобытной роли добытчика-защитника, облачив в классические костюмы, пиджаки с большими плечами и в широкие пальто темных цветов.

О, женщины!

Тяга к космическому и непознанному заметна у некоторых европейских дизайнеров. Армани выбирает сложные ткани, глянцевитые поверхности и пайетки. Голландец Ян Таминау закрыл лица своим моделям во время показа так, будто они находятся в скафандре, а по серебряному облегающему костюму пустил вышивку. Коллекция Ирис Ван Херпен посвящена виртуальности, поэтому все платья выполнены из искусственных материалов, и складки на них напоминают бесконечные лабиринты Web 2.0. Пол Смит и Шанель решили вернуться к прошлому, предоставив женщине право, облачиться в мужские брюки и плотные пиджаки. С этого начинал модный дом Шанель, этим и продолжит в следующем сезоне. Жан-Поль Готье нисколько не страшится ни женщины-начальницы, ни женщины-соблазнительницы, поэтому в своей коллекции сочетает строгие силуэты, подчеркивает линию талии, открывает шею и грудь, не боится ярких цветов и пиджаков. Дизайнеры модного дома Valentino, видимо, вдохновлялись летящими туниками древнегреческих богинь, поэтому своих моделей нарядили в тонкие полупрозрачные платья из шелка.

Ах, мужчины…

Мужская мода в грядущем сезоне будет менее жизнерадостной, чем женская. А оранжевые зауженные брюки и пиджаки ярких цветов у немецкого дизайнера Жиль Сандер и итальянского дома Феррагамо можно считать надеждой на светлое будущее. В основном в коллекциях европейцев преобладают темные цвета: синий, ближе к черному, темно-зеленый, тот же черный. А силуэты становятся мужественнее и проще. Это можно сказать о пиджаках и верхней одежде, которая вновь приобретает классические очертания. По-прежнему останутся на своем месте зауженные брюки, но к ним добавятся классические пиджаки и водолазки. Молодые европейские дизайнеры, которых многие называют восходящими звездами fashion-индустрии, имеют свой взгляд на происходящее.

Выросший в Германии, хорват по происхождению, Дамир Дома считает, что строгие костюмы придумали для офисных работников, как средство защиты от окружающего мира. Дизайнер в своих коллекциях использует мягкие формы, много берет от женской одежды, но при этом не одевает мужчин в женское. В его последнем шоу наблюдается много тревожного: модели в черных одеждах похожи на провинившихся учеников, ожидающих наказания. Возможно, Дома обратился к средневековым образам, работая над этой линией. Мариявиттория Сарджентини из Италии предложила своим моделями образ простого колхозника, надев на них широкие штаны, белые сорочки с отложными воротничками и куртки фуфаечного типа. Философ по образованию, Мариявиттория считает, что одежда должна быть функциональной, но при этом оставаться актуальной. Классика на ее взгляд, быстро устаревает, поэтому лучше идти по пути модуляции, и тогда элементы костюма можно менять как угодно, превращая обыкновенную сорочку во что-то новое. «Человек родился вместе с одеждой. Она нужна ему, чтобы прикрывать тело, но при этом одежда это и средство коммуникации. По ней можно понять, кто находится перед тобой. Мне нравится, рассуждать об этом в своих коллекциях», — рассказывает дизайнер.

Вот такие они, европейские модные тренды в 2011 году. А как вы относитесь к индустрии моды? Напишите нам, и мы обязательно опубликуем ваше мнение на портале «Европульс»!

logo