25.11.2014

На грани жизни и искусства

Каждый год в конце осени все внимание ценителей качественного, эталонного документального кино традиционно приковано к столице Нидерландов – именно там уже 27 лет подряд проходит мероприятие поистине грандиозного масштаба. Международный фестиваль документального кино в Амстердаме (IDFA) в этом году завершается 30 ноября. Почти 300 фильмов, более 2500 профессионалов – режиссеров, сценаристов, продюсеров. Аудитория этого мега-события растет год от года: число зрителей уже перевалило за 200 тысяч человек. Как документалистика сумела стать востребованным направлением современного кинематографа в Европе?

 «Золотой» век

Logo A4Фестиваль в Амстердаме, без сомнений, является крупнейшим в мире смотром документального кино, попасть на который мечтает, наверное, любой амбициозный режиссер. Однако буквально в каждой европейской столице, а также во многих менее крупных городах, ежегодно проходят свои фестивали, где представляются всевозможные документальные хроники.

По мнению британского профессора Джона Корнера, автора многих книг о документальном кино и масс-медиа, мы живем в период «пост-документальной культуры». Это означает, что традиционной, «классической» документалистики больше не существует, но взамен появилось множество новых форм и форматов. Документалистика в современном ее понимании перестала быть нишевым продуктом, превратившись в мейнстрим, в популярный источник знаний и инноваций. С развитием технологий документальное кино приобрело новых рассказчиков и новые стили, цифровые технологии и инновационные платформы. Некоторые режиссеры отчаянно экспериментируют: например, разворачивают на 180 градусов камеры и помещают в центр внимания себя самого, стремятся передать комплексные переживания посредством анимации, стирают грани между художественным и документальным кино. Нет запретов, нет табу.

Признанный эксперт в мировой документалистике, основатель European Documentary Network Туе Стин Мюллер называет сегодняшнее время «золотым веком». Такие режиссеры как Пирьо Хонкасало (Финляндия), Ким Лонгинотто (Великобритания), Николя Филибер (Франция), Петер Керекес (Словакия), Арунас Мателис и Аудрюс Стонис (Литва) и многие другие – настоящие звезды, создающие фильмы о реальной жизни, которые невозможно не досмотреть до конца. «Документальное кино больше не воспринимается как инструмент исключительно образовательный или информационный, или тем более пропагандистский. Сегодня документальные фильмы могут быть развлекательными, порой открыто провокационными, а благодаря развитию технологий их можно посмотреть где угодно – на дисплее компьютера или на большом экране в кинотеатре», – отмечает Туе Стин Мюллер.

Вне границ

5433974328_ff158f7334_zОгромный толчок для развития документального кино в Европе дало международное сотрудничество. Практика объединять в одной съемочной команде специалистов из разных стран стала популярной относительно недавно, и эта «интернационализация» привнесла в кинематограф свежую струю, вдохновение. «Большинство фильмов, особенно с большим бюджетом, в Европе сейчас снимается в рамках международного сотрудничества, совместными усилиями кинематографистов нескольких стран. И это очень здорово! Совершенно разные подходы, разное восприятие, разные точки зрения – на выходе получается более сложный, многоплановый, а значит, более качественный фильм», – говорит в интервью «Европульсу» историк, режиссер документального кино Ласло Риттер (Венгрия).

Кроме того, стираются границы и между игровым и документальным кино. Последнее заимствует у первого некоторые приемы: художественная реконструкция исторических событий с участием актеров, повествование от первого лица, законы классической драматургии и т.д.

По мнению кинематографистов, содействует развитию документалистики крупные телеканалы с международным вещанием – общеевропейский Arte, BBC4 (Великобритания), YLE (Финляндия), SVT (Швеция), TV3Š (Испания), аудитория которых постепенно растет. Разумеется, немаловажен и вопрос финансирования проектов: в Евросоюзе реализуются сразу несколько общеевропейских программ в этой сфере, в числе которых, например, Eurodoc, Documentary Campus и Ex Oriente. Крупные фестивали – IDFA в Амстердаме, Sunny Side во французском городке Ла Рошель, DOK Leipzig в Германии и многие другие – также активно способствуют популяризации и развитию документального направления.

Интернет-технологии 

Один из последних трендов – интерактивная документалистика. Это новое направление в документальном кино, которое начало развиваться по мере распространения Интернета и расширения его интерактивных возможностей. Так называемое wed-documentary – это комбинация различных элементов (видео, звук, графический дизайн, текст, фотографии и картинки) – и все это вместе создает динамичный и последовательный эффект, который буквально «помещает» зрителя в самое сердце рассказываемой истории.

По словам Сюзанны Лотц, руководителя Web Lab, которая специализируется на web-documentary, в настоящий момент в Европе есть примерно 10 крупных проектов, которые активно развивают это направление – от кинематографических школ до фестивалей. Например, у фестивалей DOK Leipzig и у IDFA есть отдельные проекты – DOK Net Lab и IDFA Doc Lab. «В процессе производства привлекаются ресурсы профессиональных вебсайтов, общественных телеканалов, которые поддерживают это направление, в частности Arte (и даже в большей степени – Arte France). Интерактивная документалистика, определенно, жанр не столько сегодняшнего, сколько завтрашнего дня. Вещатели все чаще и чаще просят продюсеров сопровождать фильмы, создавая  дополнительный тематический контент в Интернете. В конечном итоге мы имеем дело с новыми способами коммуникации, рассказа, операторского искусства, вещания. Иначе говоря, мы распространяем разнообразный контент на разных платформах для разной аудитории», – заключает Сюзанна Лотц. А чем шире охват – тем большее количество людей смогут приобщиться к умному кино, которое не только развлекает и информирует, но и заставляет задуматься о важном. О жизни вокруг.

logo