27.06.2012

На велосипеде до луны

Полгода председательства в ЕС позади. Это время было напряпряженным не только для датских политиков. Десятки, если не сотни встреч, конференций, переговоров – все это требует огромной подготовительной работы. Доклады, проекты решений, размещение гостей и журналистов… Для того, чтобы этот механизм действовал безупречно, нужна работа множества людей, остающихся за кулисами большой политики. Одна из таких героинь «невидимого фронта» — Юла Хелен Глазер, сотрудница министерства иностранных дел, не расстающаяся со своим терьером Фифи даже на работе. «А почему бы не заставить Фифи тоже поработать на общее дело, — подумала как-то Юла. — Добавить немного тепла и радости в этот «безумный, безумный, безумный мир» совещаний и конференций». Появление Фифи с пресс-бэджем в комнате для журналистов во время неформальногй встречи министров экономики и финансов в Копенгагене было встречено смехом и улыбками. Две сотни журналистов, которые уже несколько часов ожидали результатов встречи, с помощью Фифи скоротали долгое время с улыбкой вместо раздражения. Даже в этой, казалось бы, мелочи Дания показала добрый пример.

Дания заняла пост председателя ЕС в момент, когда эта организация испытывала, пожалуй, самые большие трудности за всю свою историю. Дания в этих условиях сочла нужным сосредоточиться на решении конкретных, значимых для Европы проблем. Принимая председательство, премьер-министр страны Хелле Торнинг-Шмитт заявила, что Дания сделает все от нее зависящее, чтобы показать, что ЕС в состоянии и готов принимать все решения, необходимые для преодоления кризиса. Цель председательства Дании – консолидировать и укрепить ЕС с помощью конкретных результатов, которые дадут толчок вперед, докажут гражданам ЕС ценность и необходимость этой организации. К тому же датская модель развития признана многими странами в качестве примера для подражания, так что ей есть чем поделиться с соседями по ЕС.

Экономический рост без увеличения потребления природных ресурсов и энергии и защита окружающей среды должны идти рука об руку – в этом убеждена Дания, которая на собственном примере доказала эффективность такого подхода. Не стоит забывать, что Дания лучше других стран ЕС пережила кризис 2008-2009 гг., а теперь справляется и с финансовым кризисом.

За последние 30 лет, несмотря на рост населения и развитие экономики, потребление воды здесь удалось снизить на 10%. Королевство предложило свою кандидатуру в качестве пилотной страны для использования электромобилей. Начиная с 2011 года по всей стране разворачивается сеть станций для обмена и зарядки автомобильных батарей. Более двух третей отходов в этой стране подвергаются вторичной переработке. Приверженность вопросам экологии здесь – всеобщая. Ведется большая просветительская работа с детьми. Так, каждый, кто пришел в знаменитый парк развлечений Тиволи в Копенгагене, узнаёт о том, что вся электроэнергия, используемая для аттракционов, каруселей, для освещения концертного зала и т.д. поступает от ветровой электростанции. Кстати, Дания является мировым лидером по экспорту этих самых ветровых турбин. Вот и прямая связь между экологией и экономикой.

Говорить о том, что Копенгаген – велосипедная столица мира стало уже общим местом. Все больше датчан отказываются от езды на автомобилях и передвигаются на велосипедах. Для них не имеет значения ни возраст, ни социальное положение. Министр не считает зазорным приехать на работу на двухколесном транспорте, наоборот, это означает его ответственность перед страной. По подсчетам социологов, более трети жителей Копенгагена уже пересели с авто на вело. А все жители Дании (их всего-то 5,5 миллионов) ежедневно (!) проезжают на велосипедах в совокупности 1,2 миллиона км – это расстояние до Луны и обратно. Ради экономии топлива в стране переходят и на перевозку не слишком габаритных и тяжелых грузов на велосипедах – для этого выпускают специальные грузовые велосипеды с прицепными тележками.

Понятно, что одними увещеваниями и призывами людей с автомобилей на велосипеды не пересадишь. Власти должны для этого постараться и создать соответствующую инфраструктуру. Так, в небольшом Копенгагене для велосипедистов проложены 350 км дорог, для их удобства переоснащаются городские мосты, ставятся специальные светофоры, обеспечивающие приоритет велосипедиста в городском движении, и т.д. Нынешний датский велосипедный рай возник не по мановению волшебной палочки – сегодняшнее благоденствие – это результат решений, принятых в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века.

Вынося приоритет «зеленой» Европы в качестве базового во время своего председательства в ЕС, Дания показывает, что стратегические, дальновидные решения, принятые сегодня, отзываются результатами в будущем. Помогли тут велосипеды или нет (датчане в этом не сомневаются), но средняя продолжительность жизни в Дании – одна из самых высоких в Европе. Мужчины живут тут в среднем 76 лет, а женщины – 80,5.

«Зеленый» экономический рост, убеждена Дания, можно подстегнуть объединением усилий в других сферах европейской политики – сельскохозяйственной, рыболовной, транспортной.

Для того, чтобы способствовать достижению поставленой цели (к 2020 году европейцы хотят снизить потребление энергоносителей на 20%), Дания за время своего председательства сфокусировалась на предложениях по принятию новой энергетической директивы в развитие Европейского плана энергетичской эффективности, принятого в 2011 г. Более того, Дания приступила к выработке долгосрочной стратегии до 2015 года в сфере энергетики и сохранения климата. Своим собственным примером Дания доказала, что она умеет смотреть вперед и достигать поставленной цели.©Европульс

logo