Евротренд

Наступить на пробку

Проблема автомобильных пробок остро стоит во многих крупных городах мира. В некоторых столицах проблему удается решать более удачно, в других – менее, но попытки многочисленны и разнообразны.

Если систематизировать европейский опыт борьбы с пробками, то ничего действеннее запрета въезда в исторические центры городов пока не придумано. Хотя, справедливости ради, надо указать и на совершенствование системы организации дорожного движения в целом, на модернизацию дорожного хозяйства, на оснащение конкретного автомобиля различными устройствами, позволяющими получать сведения о загруженности пути прямо на приборную доску. Водитель заблаговременно видит «узкие места» и пытается объехать их.

Одним из наиболее благополучных городов Европы по «пробочному» показателю является Стокгольм. Там действует автоматизированная система контроля за движением автомобиля. Водитель устанавливает на своей машине «радиометку», которая при въезде в центр сообщит о себе одной из станций контроля, окружающих центр города. Плата списывается с банковского счета водителя. Автомобили, не снабженные «радиометкой», учитываются видеокамерами с программой распознавания регистрационных номеров.

Те, кто был в Лондоне лет 10 назад и теперь, говорят, что транспортная ситуация в центре города поменялась кардинально. Пробки практически исчезли, а добраться до любого места в пределах исторического центра, включающего несколько районов, в том числе Сити, Вест-Энд, Вестминстер, Сохо и др., не составляет никакого труда – автобусы, в том числе и знаменитые двухэтажные «даблдэки», ходят с регулярностью и частотой метро.

В Лондоне еще в 2003 году введен платный въезд в центр. Если машина въехала, выехала или двигалась там по будням с 7.00 до 18.00, ее владелец должен до 22.00 оплатить ежедневный сбор в 10 фунтов (более 400 руб.) Автобусы, микроавтобусы с лицензиями, мотоциклы, такси, велосипеды, машины аварийных служб и автомобили, работающие на альтернативных видах топлива, освобождены от оплаты. Жители платной зоны, а это около 140 тыс. человек, платят 10% от общего тарифа. Сбор оплачивается через кассы магазинов, по телефону, с помощью Интернета и SMS-сообщений.

Штраф за неуплату составляет 120 фунтов. Если водитель опомнился и внес штраф в течение 2-х недель, он сокращается до 60 фунтов. Если же он забыл о нарушении или упорствует в нежелании расстаться с деньгами, штраф увеличивается до 180 фунтов. Желающих рисковать не много, поскольку передвижения в платной зоне контролируют несколько сотен видеокамер, в том числе около 200 на въездах и выездах, так что проскочить незамеченным невозможно.

Изображение передается в центр обработки, где компьютер распознает номера. По истечении платежного срока компьютерная программа выявляет неплательщиков.

Сейчас опыт Лондона постепенно перенимают многие другие европейские столицы.

В Мадриде, по расчетам, на один автомобиль приходится лишь 3,5 м общей протяженности улиц и переулков. Так что оказаться в центре затора можно в любое время суток. Поэтому городское собрание утвердило специальную программу борьбы с пробками.Главное внимание в ней уделяется развитию сети городского общественного транспорта. Для автобусов и такси выделены специальные полосы движения, отгороженные защитными парапетами. Почти повсюду в центре Мадрида организовано одностороннее транспортное движение.

В пределах малого мадридского кольца парковка на обочинах улиц в рабочее время – только платная, повсюду на тротуарах установлены паркометры, которые выдают талоны на стоянку не более чем на два часа. Под всеми основными площадями столицы – несколько этажей подземных стоянок.

Зона ограниченного движения автомобилей в Риме – это часть исторического центра к востоку от Тибра. Запрет на въезд частного транспорта действует в рабочие дни с 6.30 до 18.00, в субботу – с 14.00 до 18.00. Жители зоны могут въезжать туда бесплатно, а те, кому необходимо въехать туда по роду деятельности, например, врачи с офисами в центре, должны доказать необходимость своего присутствия там в дневные часы, предоставить документы и заплатить за разрешение и дополнительно за парковку.

Большинство въездов в зону контролирует электроника. Вместе с официальным разрешением машина получает электронный бесконтактный пропуск. Въезжая в зону, машина проходит под контрольными воротами, больше похожими на обычный уличный фонарь, и датчики считывают данные пропуска. Штраф за разовый въезд без пропуска – около 100 евро.

По официальным данным, после введения электронной системы контроля интенсивность движения в историческом центре снизилась на 20%. При этом на 6% выросла нагрузка на общественный транспорт. В целом ситуация пока устраивает и власти, и жителей Вечного города.

Пару лет назад компания IBM провела опрос 8192 автомобилистов в 20городах мира и составила рейтинг городов, в зависимости от эмоционального напряжения и экономического ущерба, связанных с передвижением по городу. Самый благополучный город– Стокгольм, самая худшая ситуация – в Пекине. Исследователи IBM оценивали мегаполисы по 10показателям. Европейские города получили следующие оценки (100– максимально негативная): Москва — 84, Милан — 52, Мадрид — 48, Лондон — 36, Париж — 36, Амстердам — 25, Берлин — 24, Стокгольм — 15.©Европульс

Фото (сверху вниз): rower.com; паркометр в Польше, swidnica24.pl; пробка в Москве, kolesa.ru