Евротренд

Особенности шведского блоггерства

Швед Мальте Персон, известный у себя на родине блоггер, приехал в Москву на 4-й Международный московский открытый книжный фестиваль. С собой он привез лекцию о том, что слово сегодня имеет большой вес, но становится менее весомым, скандинавский холодок и обаяние парня-ботаника, которому дай в руки волшебную трость с металлическим наконечником, и он превратится в могучего волшебника.

Читайте интервью с Марие Юхансен: «Все книги о любви»

— О чем и где ты обычно пишешь?

— О литературе, культурной политике, о кофе. Это шутка такая у меня есть про кофе и литературу. Я один из первых в Швеции создал литературный блог, это было пять лет назад. Литературной критикой я занимаюсь десять лет, печатаюсь в утренних газетах, журналах. А последние восемь лет я пишу рецензии для газеты «Экспресса». Это одна из самых крупных газет в Швеции. Таблоид с довольно сомнительной репутацией. В последнем номере, например, она много рассказывает об убийствах, а также раскрывает подробности совместной ночи Рональдо и Пэрис Хилтон. Но в ней есть разворот, отведенный под новости культуры. Парадокс, но он имеет репутацию лучшую, чем номер в целом.

— Критика сейчас в загоне или наоборот?

— Для нее остается мало места. Рецензии становятся все короче и короче. Но я вспоминаю цитату одного шведского критика, который писал в 30-х, он жаловался на краткость рецензий по сравнению с началом века.

— И все же.

— Сегодня усиливается финансовый пресс на газеты. Диктат редакторов, о чем и как писать. Они считают, что способность читателя сконцентрироваться уменьшилась, поэтому дизайн должен быть свободным, с воздухом. Конкуренция за место на полосе идет ожесточенная. Еще начиная с 60-х годов, больше места отводилось политическим и социальным дебатам.

— Рецензии на какую литературу публикуют шведские газеты?

— У нас часто встает вопрос, писать о лучших или о популярных. Сейчас в Швеции много популярных авторов детективов. Книги Стива Ларсена, Хальге Манхеле даже переводились на другие языки. Некоторые из их книг имеют художественную ценность, некоторые нет. Многие, на мой взгляд, получили в шведской прессе неоправданно высокие оценки. Эти писатели прекрасно обойдутся и без мнения критики. Их книги все равно купят. Я думаю, что важнее, чтобы критика обращала внимание на авторов, которым сложно найти свою аудиторию, на перевод серьезной литературы. Я могу привести пример из российской действительности. Есть маленькое шведское издательство, которое занимается изданием качественных переводов романов Платонова. Этот писатель неизвестен в Швеции. Но чтобы стал, надо чтобы книги получили рецензии, а для этого критик должен заинтересоваться произведениями, а потом еще убедить редактора опубликовать. То же издательство выпускает переводы фэнтези Ника Перумова. Эти книги нечасто рецензируют, но они достигают публику благодаря слухам, блогам. Аудитория его романов не нуждается в газетах, нуждается в источнике информации. Перумов довольно популярен в Швеции. И все же ситуация с серьезной литературой, остается достаточно хорошей. Шведские таблоиды продолжают публиковать рецензии на книги, а издательства продолжают публиковать поэзию и экспериментальные романы.

— Что делать, если ты хочешь опубликовать развернутую рецензию на серьезный роман?

— Лет двадцать-десять назад я бы мог предложить традиционный ответ: опубликовать в каком-нибудь литературном журнале. Но сейчас шведский литературный мир – это слабое место шведской литературы. Раньше у нас было много хорошо известных литературных журналов. Но сейчас они закрыты из-за отсутствия инвесторов. И если человек хочет написать длинную рецензию на роман, то в Швеции нет места, где ее можно опубликовать. Если повезет, можно опубликоваться в норвежском журнале. Норвежский очень похож на шведский. Но есть и еще одна возможность – писать критику в собственном блоге. Когда пишешь блог, то сам становишься редактором. Пространство не ограничено, можно писать о чем и сколько хочешь.

— Ты пишешь длинные сложные тексты?

— Нет. Я стараюсь не использовать свой блог для написания длинных рецензий-анализов. Другие, действительно, используют свой блог таким образом, хотя в Швеции таких людей меньше, чем англо-саксонском мире. Я восхищаюсь этими энтузиастами, которые пишут длинные литературные тексты о греческой античности или о постмодернистской поэзии. На короткие сообщения откликов больше, чем на длинные. На меня как автора это тоже влияет. Здесь я веду себя как редактор таблоида. Традиционные СМИ работают по закону гравитации – втягивают в себя читателя. В интернете работают центробежные силы, увлекают читателя, он хочет бежать к следующему тексту, ссылке. Длинные тексты прочитываются по верхам и быстро. Я и сам с трудом могу сконцентрироваться на длинном тексте в сети.

— Если не в газетах, то в блогах расцветает критика сегодня?

— Блоггеры – альтернатива современной критики. 100 блогов, которые посещают 100 читателей, это гораздо в большей степени достояние культуры, чем какая-то местная газета, которую читают 10000 читателей, но делают это, потому что ничего другого нет.

— В каком стиле ты сам пишешь в блоге?

— Использую незавершенную форму, фрагменты, выдержки. Иногда пишу серьезно, иногда шучу. Мне кажется, блоггерам стоит придерживаться такой формы, а не имитировать стиль газеты. Блоггинг может напоминать ту деятельность, которую вели Фридрих Шлегель и некоторые другие немецкие романтики примерно 200 лет назад. Порой мне кажется, что блоги похожи на эпистолярную салонную культуру 18-19 веков, нежели на масс-медиа 20 века. Это своего рода буржуазная общественность, классическое описание которой дал социолог Хабермас. Не вся общественность, потому что диалог начинается с общения друзей, а потом вовлекаются другие. Общение не имеет ярко выраженного центра коммуникации. Хочу сказать, что интернет тоже относится к письменной культуре. Написанное слово сегодня имеет гораздо больший вес, чем когда бы то ни было, с другой стороны оно становится менее весомым. Мы живем в интересное время, поэтому нам стоит думать не только о проблемах, но и о тех возможностях, которое оно нам предоставляет.

— Точно. А кто тебя читает?

— Сложно сказать, кто меня читает. Наверное, те, кто оставляет комментарии. Некоторых из них я знаю лично. Это писатели, блоггеры, критики. В день примерно 1000 человек. Для нашей маленькой страны это хорошая цифра.

— Как тебе удалось сделать свой блог популярным?

— Это был практически первый литературный блог в Швеции, так что я их постепенно захватил.

— У тебя, наверное, постоянно в голове идеи новых постов?

— Не всегда. Больше идей ко мне приходит летом, а зимой холодно, я сплю. В этом смысле мне помогает чтение разных книг, поэзии, разных жанров, не только новых произведений, но и классики.

— Помимо критики, ты занимаешься литературой еще?

— Да. У меня вышло два сборника стихов и один исторический роман. Действие происходило в Швеции 18 и 19 веков. Эта книга как раз об информационном обществе.

— Какие у тебя планы?

— Писать больше книг, рецензий, быть очень богатым, популярным, счастливым…Не знаю, продолжать делать то, что делаю.