Евротренд

«Особый театр»: найди свое я!

Алексей Федотов сочиняет рассказы с детства. Но он необычный писатель. Еще в раннем возрасте ему поставили диагноз аутизм. Подростком Алексей пытался понять и принять себя с помощью героя своих выдуманных историй — Кристофера. Два года назад Алексею посчастливилось встретиться с труппой театральной студии «Круг», которая заинтересовалась рассказами о Кристофере. И уже в декабре 2009 года они представили публике спектакль «Нарцисс и Кристофер», где на сцене играют вместе обычные подростки и ребята с особенностями развития.

Аутизм — это нарушение развития нервной системы, которое имеет разнообразные проявления. Все эти особенности проявляются в детском и даже в младенческом возрасте. Симптомы обычно сохраняются и у взрослых… Аутичные люди испытывают трудности при общении с другими людьми, у них весьма странное поведение, многие их действия повторяются – это замечают окружающие, и многих такие особенности поведения отталкивают. Людям с синдромом аутизма очень трудно найти друзей, и часто они на всю жизнь остаются одинокими.

Впервые на подмостках

Премьера спектакля «Нарцисс и Кристофер» состоялась в Москве на сцене «Нового Арт Театра» на Ленинском проспекте. Приглушенный свет, на кирпичных стенах цифровые панели, демонстрирующие слайд-шоу из других спектаклей, и очень маленький зал, рассчитанный человек на 60, — все это настраивает зрителя на просмотр в уютной обстановке. В пьесе «Нарцисс и Кристофер» играют как обычные подростки, так и ребята с проблемами психического здоровья и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Основная задача таких постановок – помочь ребятам с особенностями развития найти свое «я» в театральном творчестве. В текстах Алексея Федотова преподаватели студии «Круг» увидели не только историю конкретного ребенка с аутизмом, но и попытку юноши осмыслить свою жизнь, и решили вывести его произведения на уровень, который будет понятен каждому человеку. «Всем театральным коллективом мы пытались понять, какое сообщение для каждого из нас несет эта история про Кристофера: его страхи, отношения с близкими, его развитие и обретение того, кто захотел и смог его услышать. В этом уникальность нашего проекта — процесс создания творческого продукта совпадает с процессом социализации. Нельзя сказать, что этот процесс был важен только для автора текстов, это было чрезвычайно интересно для каждого участника творческой группы», — рассказал режиссер спектакля Андрей Афонин.

Театр из Германии

Андрей Афонин уже около 20 лет занимается социокультурной реабилитацией, более 10 из них посвящены работе в детском театре и работе с молодыми людьми, которые отличаются от своих обычных сверстников. Он является художественным руководителем театральной студии «Круг 2», существующей при ГОУ ЦДТ «Строгино» и РОО социально-творческой реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их семей «Круг». Идея создания «особого театра» возникла у сотрудников «Круга» в 1995 году, когда они впервые увидели подобный театр в Берлине. Сейчас «Круг» сотрудничает с творческой мастерской «Блаумайер-Ателье» из Бремена. Немецкие коллеги могут похвастаться своими достижениями. Их спектакли уже идут в государственных театрах и воспринимаются публикой как неотъемлемая часть культурной жизни города, тогда как в России только делаются первые шаги на пути создания «особых театров». С начала 2009 года при поддержке Европейской Комиссии был запущен проект «Создание модели Театрального Центра, занимающегося поддержкой и развитием самостоятельной культурной деятельности людей с особенностями развития в Московском и Псковском регионах РФ». Одна из важных его частей – это постановка спектакля «Нарцисс и Кристофер».

Серьезный эксперимент

«Нарцисс и Кристофер» — это действительно современная постановка. Здесь есть и танец, и музыка, и необычные мобильные декорации-куклы, и глубина смысла. Режиссер отметил, что этот спектакль во многом экспериментальный, в пьесе используются элементы жестового языка: «Мы разговариваем друг с другом на языке тела и эмоций, а не на языке интеллекта. Нам важно найти язык, который сделает нас равными, подчеркивая при этом уникальность каждого». В постановке танцевальных номеров были использованы творческие находки, которые были предложены самими актерами — выражение мыслей при помощи движений тела».

Подготовка к премьере длилась почти год. Интересно, что одно из важных правил студии звучит так: людям с особенностями развития на сцене помогать нельзя. Для каждого подбирается своя адекватная способностям задача, которую необходимо решить во время игры на сцене самостоятельно. Иначе теряется суть театра, где актер — творец. И, правда, глядя на актеров, пытаешься угадать, кто есть кто. Самое сложное, по мнению Андрея Афонина, найти каждому подходящую задачу: «Проблема человека с инвалидностью не в том, что он чего-то лишен, а в том, что он никому не нужен. Он не востребован в социуме, у него нет его сферы ответственности, он не чувствует себя ценным в обществе. Найти каждому его сферу ответственности, дать адекватно трудную задачу для решения — вот главная цель режиссера «особого театра».

В поисках поддержки

Непросто общественной организации «Круг» справляться с трудностями технического и экономического характера. У «особого театра» нет своей сценической площадки, а эта постановка стала возможна только благодаря помощи Европейской Комиссии. По данным Всероссийского фестиваля особых театров «Протеатр», который находится под патронажем общественной организации «Круг», в России существует около сотни таких театров, но их статус никак институционально не закреплен. Это говорит о том, что в обществе еще нет понимания того, что такие театры могут быть не только полезны в плане социокультурной реабилитации и даже экономически себя оправдывать, но и вносить достойный вклад в культуру страны. Поэтому во многом цель этого проекта — обратить внимание властей на возможность продвижения самой идеи «особых театров» в России. Люди с особенностями развития могут жить и работать в современном обществе наравне с остальными, в том числе и в области творческой деятельности.

Сейчас театральная студия «Круг 2» готовится к летнему театральному фестивалю в Пскове, который станет продолжением этой необычной истории.