14.06.2011

Рейтинг или рэнкинг? Выбираем лучшие университеты Европы

Существует множество шкал, градаций и обзоров, которые описывают лучшие университеты мира. Они составляются самими учебными заведениями, а также авторитетными газетами и журналами, социологическими службами и правительствами разных стран. Как разобраться в этих рекомендациях, кому верить? «Европульс» поможет!

Спор о терминах

Давайте по порядку. В англоязычной традиции все ранжирования называются в основном рэнкингами, мы читаем ranking – от англ. rank — располагать, размещать, расстанавливать, классифицировать. Но почему-то при переводе на русский язык это начинает именоваться рейтингом, хотя между рэнкингом и рейтингом есть принципиальное отличие. Рэнкинг – это список, упорядоченный по определенному признаку. А рейтинг – это показатель, который отображает субъективную оценку явления по заданной шкале. Поэтому все, кто называют рэнкинг рейтингом, заблуждаются о сути того, с чем имеют дело. Но, в конце концов, это лишь спор о терминах, а главное понять – чему верить.

Губительное разнообразие

Множество рэнкингов, составленных уважаемыми инститами и организациями, спорят между собой на протяжении многих лет. И с каждым годом этих разногласий становится все больше. Последнее изобретение эры интернета – это рэнкинг компании Google, созданный на основе самых запрашиваемых в поисковике названий университетов мира.

В 2006 году журнал Newsweek опубликовал профессиональный рэнкинг мировых университетов, а предваряла список статья Тони Блэра, премьер-министра Великобритании.

Одним из самых цитируемых рэнкингов считается разработка международной компании Quacquarelli Symonds – Times Higher Education World University Ranking, который состоит из 200 университетов мира. Также компания подготовила таблицы отдельно по регионам (Европе, Азии, Африке) и по специальностям (гуманитарные, технические и естественные науки, искусство).

В марте 2011 года эта же компания обнародовала новый репутационный рэнкинг, где первые шесть строчек заняли американские и английские университеты. Это вызвало немалые споры среди преподавателей и студентов других стран. Но руководство программы отметило, что главными критериями оценки служили международная студенческая мобильность, количество международных стипендиальных программ и международных исследований, поэтому первые места достались учебным заведениям именно из ЕС и США.

С 2004 году существует рэнкинг Национального исследовательского консульства Испании (CSIC) – Webometrics, включающий в себя данные об 12 000 учебных заведений мира. Он базируется на присутствии в интернете учебных заведений и их активности в сети. Рэнкинг обновляется каждый июль и январь.

В 2003 году Европейская Комиссия составила список из 22 самых продвинутых с научной точки зрения университетов Европы. Первые строчки заняли университеты Оксфорда и Кембриджа, затем следуют вузы поменьше – университеты в Эйндховене и Мюнхене.

Победитель — это традиция

Сколько бы рэнкингов не создавалось, все равно верхние строчки в них занимают Кембридж и Оксфорд. Даже скучно становится от засилья английских университетов. Изредка в первую пятерку пробиваются их французские коллеги из Политехнической школы, Хельсинского университета или университета в Геттингене. Возможно, это связано с тем, что в Великобритании находятся действительно старейшие вузы планеты, с многовековой историей и выпестованной репутацией. Но, тем не менее, стоит обратить внимание и на другие учебные заведения. Все зависит от того, чего хочет сам студент и насколько ответственно он относится к выбору места учебы и специальности. Порой в крупных вузах не найти редкие направления, и стоит искать их в небольших провинциальных университетах, специализирующихся не на всех науках, а на чем-то одном.

Рэнкинг нового поколения

Именно так будет называться новый рэнкинг Европейской Комиссии. С 2008 года Еврокомиссия объявила тендер на составление университетского рэнкинга вузов всего мира, который выиграли немецкие исследователи. В июне 2011 года будет закончена работа над новым рэнкингом – U-Multirank. По задумке авторов он принципиально отличается от существующих рэнкингов тем, что будет составлен не по принципу традиционной «турнирной таблицы» вузов. U-Multirank критикует своих конкурентов за фокусирование на больших университетах, за традиционный подход к продуктивности, игнорирование культурного и лингвистического разнообразия, гуманитарных и социальных наук.

Новый рэнкинг будет учитывать исследовательский потенциал вуза, преподавательский состав, интернационализацию, студенческую мобильность, деятельность сообществ и союзов, все типы образования.

Кроме того, на сайте рэнкинга будет доступна интерактивная карта университетов мира U-map, которая постоянно будет дополняться как ее создателями, так и посетителями сайта. Принцип ее работы — не оценивать, а описывать. Каждый вуз будет представлен 6 характеристиками: образовательный профиль, студенческий профиль, исследовательские возможности, интернациональная ориентация, обмен знаниями, региональная компонента.

Рэнкинги университетов мира:

http://www.webometrics.info/top500_europe.asp

http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2010-2011/europe.html

http://www.u-multirank.eu/

Хорошо учиться в самом известном университете мира, но полезнее найти именно ту программу, которая больше подходит под ваши индивидуальные запросы!

logo