28.12.2010

Российско-финский проект по адаптации детей с особенностями развития: рождественские сувениры для всех!

В московском Технологическом колледже № 21 прошла Рождественская благотворительная ярмарка художественно-прикладных изделий. Эти сувениры были созданы в творческих мастерских Центра социальной адаптации и профессиональной подготовки при колледже. Все товары, выставленные на продажу, сделаны учащимися с особенностями развития. Создание Центра является задачей российско-финского проекта, направленного на то, чтобы молодые люди с тяжелыми нарушениями развития получили возможность трудиться и быть полезными другим людям.

Творчество в помощь

«Вот Кирюша, — рассказывает мастер столярной мастерской Андрей Трусов. — Сначала все говорили, что Кирюша вообще не сможет работать, его даже бесполезно учить, но за год он сделал такой рывок! Все делает очень качественно, и даже получает зарплату, что очень хорошо. И он сам этим гордится».

Это лишь единичный пример того, как производство и регулярные занятия помогают детям-инвалидам адаптироваться в современном мире. В комнате, где расположилась ярмарка, шумно и много народу. За прилавками сидят мастера и их ученики. На столах разложены изделия мастерских. Стройными рядами на полках стоят керамические чашки, расписанные необычными узорами. Смотришь и думаешь, что они могли бы найти свое место в любом дизайнерском магазине Москвы. Рядом теснятся войлочные цветы, которые уже пару лет как продают за 600 рублей в московских сувенирных лавках, а здесь ничем не хуже, но всего за 300 рублей.

На другом столе лежат книжки по педагогике, открытки, блокноты, которые брошюровали учащиеся колледжа. Тут же деревянные игрушки, машинки на колесиках, новогодние домики с сине-желтыми окошками и простейшим электрическим механизмом. Под крышей новогоднего домика находится батарейка и контакт, если между ними поместить деревянную палочку, то окошки в доме погаснут, если вытащить ее, то загорятся — отличное ёлочное украшение! Практически все детали к игрушке, по словам Андрея, сделали сами учащиеся. На разработку таких идей уходит немало времени. Мастер столярной мастерской говорит, что важно понять, какие элементы рабочего процесса больше подойдут ученикам.

Вместе справимся

Такого результата вряд ли удалось бы достигнуть без продуманной организации и комплексного подхода к проблеме.

Координатор проекта «Экспериментальная модель трудоустройства и социальной адаптации молодых людей с тяжелыми нарушениями развития в Москве и ее распространение в России» Юлия Суслова говорит, что все началось еще в 1998 году, когда по инициативе Центра лечебной педагогики были созданы творческие предпрофессиональные мастерские для ребят с особенностями развития – взрослых воспитанников Центра. На базе терапевтических мастерских были открыты 4 мастерские: полиграфическая, керамическая, швейно-ткацкая и столярная. Мастерские росли, количество желающих обучаться в них увеличивалось. Тогда стало понятно, что надо создавать специальное подразделение по обучению профессиональным навыкам взрослых воспитанников Центра.

Стали искать партнеров для сотрудничества в системе государственного профессионального образования. Николай Раздобаров, директор ГОУ СПО Технологического колледжа № 21 в Восточном административном округе Москвы, выделил Центру помещение, помог с обустройством. Так мастерские стали подразделением колледжа. Партнером в этом проекте в 2007-2009 годах выступило финское профессиональное училище Кескуспуйсто, а финансовую поддержку оказал Европейский Союз.

«Проект оказался очень успешным. На базе колледжа работают четыре мастерские, сейчас открылась тренировочная квартира в рамках программы социальной адаптации», — делится Юлия Суслова. Изначально в мастерских обучалось 25 человек, потом их стало 45 к 2009 году, но сейчас, когда под проект выделили Технологическому колледжу отдельное пятиэтажное здание, появилась возможность принимать больше желающих. Сегодня в его стенах учатся 80 ребят, но планируется, что их станет больше.

Главное, что проект не остановился, а развивается дальше. Задача нового проекта состоит в том, чтобы помочь выпускникам в дальнейшем трудоустройстве.

Финский опыт

Найти работу людям с особенностями развития сейчас в России практически невозможно. У заместителя директора колледжа Ольги Волковой во время поездок в Финляндию к коллегам была возможность сравнить систему образования в этой области с российской. И пока что это сравнение не в пользу России. По словам Ольги, в Финляндии для человека с особенностями развития с раннего детства выстраивается индивидуальная программа сопровождения, реабилитации, социальной адаптации вплоть до трудоустройства. А государственное финансирование на такого человека в Финляндии в 4 раза больше, чем на обычного.

Но сейчас в Технологическом колледже № 21 разрабатывают модель трудоустройства с постоянным сопровождением. Воспитанники под контролем мастеров и педагогов-психологов помогают в брошюровке и переплете книг, работают на станках, расписывают кружки и батик. Их рабочий день начинается в 9:30 утра и заканчивается в 16:30.

Неожиданные открытия

«Сначала мы думали, что наши ученики не различают цвет и объем, но во время занятий увидели, как раскрывается характер человека. И теперь они создают такие работы, которые занимают призовые места на выставках.», — рассказывает педагог-психолог колледжа Галина Головина.

По её мнению у всех ребят есть способности. Задача в том, чтобы найти способ их раскрыть. У всех учащихся заметна положительная динамика. У некоторых даже случаются настоящие прорывы.

«Несмотря на то, что у некоторых есть сложности с моторикой, речью, координацией, пониманием, примерно через год занятий родители отмечают, что ученики становятся более самостоятельными, начинают говорить», — продолжает Галина Головина.

Сотрудники колледжа надеются, что в условиях поддерживаемого трудоустройства, они смогут устроить некоторых выпускников на работу. По мнению педагогов, сложность заключается не в том, что они не смогут работать, а в том, что им сложно понимать инструкции и контролировать качество. Они могут не заметить брак, и если им об этом сказать в неподходящей форме, то ребята очень расстроятся. Кроме того, российские работодатели еще не готовы к тому, чтобы брать таких людей на работу. Поэтому необходимо создавать и социально-оринтированные предприятия, где смогут трудиться выпускники.

Уже несколько лет учебное заведение сотрудничает с крупными зарубежными и отечественными компаниями, Благотворительным Фондом «Добрый век», выполняет заказы на корпоративные подарки. Магазин сувениров на станции метро Войковская и кафе «Додо» регулярно закупают у колледжа керамику. В планах – создание постоянной экспозиции и выход с товарами на открытый рынок.

logo