19.05.2011

Садовый гномик как символ немецкой идентичности

Что особенного в фигурке маленького гнома, которыми немцы любят украшать свои дачные участки? На 80 миллионов жителей в Германии приходится 25 миллонов этих сказочных существ. Франция, Италия, Польша, Чехия и Скандинавия периодически спорят с Германией о том, где же находится родина этого персонажа. Эти милые карлики часто становились предметом судебных разбирательств, были героями выставок, даже жертвами вандализма. «Европульс» узнал, чему же садовый гном обязан своей популярности. Происхождение и мифология

Происхождение и мифология

В одной только Германии живут 25 миллионов гномов, а сколько еще их может быть в других странах Европы? Подумать только, сказочное население, превышающее по численности народы многих европейских стран. Если бы в мире существовали волшебники, они непременно бы воспользовались этой армией карликов, гномов и кобальдов в своих целях.

Официальная версия происхождения этих существ такова, что первые гномы появились в лесах Тюрингии. В бронзовом веке, когда Европа была еще мало населена, а остров Крит процветал, критяне отправлялись в европейские леса за золотом. Люди невысого роста группами по 5-7 человек, вооружившись молотками, прочесывали Тюрингенский лес. С местными жителями они не ссорились, согласно знаменитой легенде, они однажды спасли Белоснежку.

И действительно, в немецких лесах можно обнаружить следы древних горных выработок. Другие источники указывают на то, что гномы пришли из Каппадокии 6 тысяч лет назад. Но истинное происхождение лесных карликов до сих пор остается загадкой.

Споры о принадлежности

Споры о национальной принадлежности гномов ведутся уже долгое время. Считается, что в начале XIII века швед Фредерик Угарф обнаружил в доме норвежского рыбака деревянную статуэтку, на которой было вырезано: «гном, натуральная величина». Видимо, предприимчивый швед так вдохновился находкой, что вывез её в свою страну. Сейчас эта фигурка хранится в Упсале. В XVI веке швейцарский физик Парацельс, приверженный идеям алхимии, уже был знаком со сказочными существами. Считается, что именно он первый начал называть гномов этим именем и приписывал им знание тайн земли.

В 1872 году в городке Грефенроде некий Филипп Грибель наладил массовое производство фигурок этих сказочных героев. В 1847 году садовые гномы были завезены в Великобританию сэром Исхемом. Из его коллекции до нас дошел один гном по имени Лэмпи, которого застраховали на миллион фунтов стерлингов. Постепенно гномы распространились по всей Европе. Во время Второй мировой войны их производство было запрещено в Германии, и гномы перекочевали во Францию и Австрию. Правда, после 1945 года они благополучно вернулись на свою официальную родину. Интересно, что польский город Нова-Соль своим символом считает садового гнома. А в Чехии 2004 год был объявлен годом Гнома. Бельгийских художник Пейо в 1958 году выпустил первую серию рисованных историй о семействе голубых гномов в белых колпаках Смарфах (Les Schtroumpfs). В 1990-ые годы эти существа оказались в коллекции немецких «Киндер-сюрпризов».

Жизнь и деятельность маленьких тружеников

Эти сказочные существа бывали героями комиксов, игрушками, золотодобытчиками и алхимиками, но самая популярная их профессия – садовод. Почти на любом садовом участке в Германии можно найти гнома. Никто толком не знает, когда именно немцы увлеклись расстановкой гномов в своих садах, но каждый из них считает своим долгом иметь у себя в саду хотя бы одного карлика. Немцы считают, что маленький гном похож на своих хозяев: такой же трудолюбивый и дружелюбный. А немцы — известные садоводы. Раньше они оформляли свои участками в стиле натургартен – дикий сад. Теперь этот стиль сохранился только в Восточной Германии, а в Западной части страны люди пришли к боле лаконичному и менее затратному виду сада: подстриженные газоны, каменные украшения, хвойные растения, не требующие тщательного ухода, и конечно же, маленькие садовые гномы. Те, кто не может позволить себе содержать сад, устанавливают гномов на балконах, мансардах, у дверей дома.

Борьба за выживание

Как и у каждого легендарного героя, у гнома есть свои почитатели и злопыхатели. К последним относится образованная часть Германии. Искусствоведы, культурологи и доктора наук считают немецкую страсть к гномам позороной. Якобы эта керамическая скульптура – образчик китча и безвкусицы. Гномы некоторых бюргеров не раз становились жертвами соседского недовольства. В стране даже продается фигура под названием «Жертва злого соседа»: гном, с окровавленным ножом в спине.

Была такая история. В Гамбурге жилец многоквартирного дома установил перед своим окном на первом этаже двух гномов. И за это соседи на него подали в суд. Был процесс, и решение суда было таково: «Установка гномов в общем саду многоквартирного дома приводит к изменению общего вида жилого строения и может отпугнуть потенциальных покупателей квартир. Садовые гномы для многих являются символом ограниченного ума и дурного вкуса. Поэтому владелец дома имеет право требовать их удаления с участка».

В том же Гамбурге одному человеку не понравилось выражение лица гнома, установленного на участке его соседа. Тоже был судебный процесс, но в этом случае суд решил, что с выражением лица у карлика все в порядке, поэтому истцу пришлось смириться с присутствием сказочного существа.

У гномов есть и свои защитники. В Италии и Франции действует «Фронт освобождения садовых гномиков». Члены движения похищают гномов из садов и отпускают их на свободу, просто оставляют вдали от забора дачного участка. В 2008 году француз из Бретани был даже арестован по подозрению в краже 170 садовых гномов. Теперь практика похищения гномов приобрела собственный термин и называется «гноминг».

Ученые, исследующие культурные привычки европейцев, считают, что эти сказочные существа нужны людям для того, чтобы чувствовать себя защищеннее – это форма фетишизма и домашнего язычества. Получается, что между россиянами и европейцами разница не такая уж большая. В России верят в домовых, а в Европе — в гномов.

logo