27.06.2017

Сальери против Моцарта: как в Германии пишут музыку

Как в современной Европе композиторы создают музыку для эстрады или для заказчика? Композитор и аранжировщик Евгения Евпак, которая работает в Германии, рассказала «Европульсу» о том, как музыка становится настоящей индустрией.


Креатив – тоже промышленность

Создание мелодий стремились рационализировать столетиями, придумывая теории музыки, выделяя лады и гармонии. И тем не менее, вокруг музыки всегда остается флер загадочности. Сможет ли она сохранить свою тайну в XXI веке, или же композитор станет ремесленником нового поколения?

Одно другому не мешает, считают немецкие профи музыкальной индустрии.

Музыкальный рынок Германии превышает 10% ВВП страны (для сравнения: в России и СНГ доля всего «креативного сектора» меньше 5% ВВП). Поэтому в Германии креативным индустриям уделяется не меньше внимания, чем, скажем, химической промышленности – делаются прогнозы и ставки, идет борьба за сердца и кошельки аудитории.

Фото: Jonas Smith / Flickr


Музыка, сшитая на заказ

На самом деле музыкальная индустрия стала индустрией не вчера. Уже появление записывающих устройств и радио совершило революцию в работе композитора. Добавляем к этому разные способы аранжировки – и перед нами настоящая «промышленность» со своими стандартами, законодателями моды и «ширпотребом».

Сегодня существуют профессиональные стандарты создания музыкальных произведений. И немцы подходят к задаче со всей серьезностью.

Например, чтобы записать популярную песню, вместо принятых в России трех этапов (идея и набросок мелодии, черновой вокал и, наконец, сведение и аранжировка) в Германии песня проходит пять. Первая аранжировка для немецких звукорежисссеров — тоже черновик. После нее композиция проходит еще 2 ступени дополнительной обработки. Немецкие «звукачи» хотят, чтобы их музыкальный продукт подходил исполнителю как обувь, сделанная на заказ.

Фото: Annie Roi / Flickr


Место композитора – за компьютером

Задача, которая в настоящий момент решается в Германии – сформировать качество медиарынка. Высоким профессиональным стандартам обучают несколько конкурирующих музыкальных вузов. В младших классах в немецких школ обязательно есть предмет «музыка», поэтому все немцы знакомы с нотным станом и гармониями.

А вот чтобы стать профессиональным композитором, студенты проводят больше времени за клавиатурой компьютера, а не фортепиано.

Например, в рамках немецкого образовательного проекта S.E.T. (School of entertainment & technology), где я преподаю, студентам «раскладывают по полочкам» производство музыкального оформления к любому медиа-продукту: от обычной эстрадной песни до музыкального оформления теле- и радиоэфира, компьютерных игр, мультфильмов, презентаций, рекламных джинглов.

Первые шаги будущие композиторы делают еще в процессе обучения: например, Марвин Копп еще студентом создал музыкальное оформление к видео-игре, которая получила финансирование на краудфандинговом сервисе Kickstarter.

Фото: Peter Pham / Flickr


Шазам для композиторов

Композиторы обоснованно боятся, что их произведение будет слишком похоже на существующие. Чтобы избежать этого, они пользуются еще одним европейским изобретением.

Когда я только начинала сочинять музыку, я, как и многие другие композиторы, была уверена, что все мои произведения совершенно уникальны. И для меня каждый раз было большим ударом, если мне говорили, что «уже где-то слышали» мои мелодии.

Для таких композиторов, как я, в Великобритании был создан сервис Shazam, так называемый «музыкальный секонд-хенд». Фактически это базы музыкальных данных, которые не только помогают слушателю найти понравившуюся песню, но и здорово помогают композиторам.

Немецкие композиторы используют Shazam, когда создана минимальная аранжировка к песне. Сервис, распознающий мелодию, может сообщить, что «это где-то уже было», и даже указать, где именно. Сайт сравнивает загруженный файл с тысячами других – по ритму, гармонической сетке и мелодии – и показывает похожие произведения.

Раньше каждый музыкальный продюсер и теоретик-музыковед были ходячими музыкальными библиотеками. Они должны были слушать очень много музыки разных композиторов и эпох, чтобы ориентироваться в жанрах и стилях.

Сегодня, чтобы понять, какие инструменты и приемы музыкального языка применялись, чтобы добиться того или иного звучания, достаточно запросить у заказчика музыкальные референсы. И интернет в ответ на них сразу выдаст обилие полезной информации о стилях и похожих музыкальных композициях.

Так что теперь главная задача композитора – четко сформулировать художественное задание.

Фото: Jesse Kruger / Flickr


Не только для сердца, но и для сердечного ритма

В Германии уже тестируют необычные способы «употребления» музыкального продукта.

Музыку в Германии может выписать врач. Например, Моцарта – пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Впрочем, на самом деле не «заглянув» в человека, сложно подобрать для него музыкальные витамины: терапевтический эффект очень сильно зависит от личных предпочтений.

Сегодня не кажется таким уж неправдоподобным сценарий, когда особый прибор «считывает» желания с человеческого мозга и выдает музыкальный контент, нужный именно этому слушателю. Это может стать новым способом сочинять музыку, причем в прямом смысле музыку для врачевания человеческого тела и души.


Материалы по теме:

Защищать природу — так с музыкой