Как в современной Европе композиторы создают музыку для эстрады или для заказчика? Композитор и аранжировщик Евгения Евпак, которая работает в Германии, рассказала «Европульсу» о том, как музыка становится настоящей индустрией.
Креатив – тоже промышленность
Создание мелодий стремились рационализировать столетиями, придумывая теории музыки, выделяя лады и гармонии. И тем не менее, вокруг музыки всегда остается флер загадочности. Сможет ли она сохранить свою тайну в XXI веке, или же композитор станет ремесленником нового поколения?
Одно другому не мешает, считают немецкие профи музыкальной индустрии.
Музыкальный рынок Германии превышает 10% ВВП страны (для сравнения: в России и СНГ доля всего «креативного сектора» меньше 5% ВВП). Поэтому в Германии креативным индустриям уделяется не меньше внимания, чем, скажем, химической промышленности – делаются прогнозы и ставки, идет борьба за сердца и кошельки аудитории.
Музыка, сшитая на заказ
На самом деле музыкальная индустрия стала индустрией не вчера. Уже появление записывающих устройств и радио совершило революцию в работе композитора. Добавляем к этому разные способы аранжировки – и перед нами настоящая «промышленность» со своими стандартами, законодателями моды и «ширпотребом».
Сегодня существуют профессиональные стандарты создания музыкальных произведений. И немцы подходят к задаче со всей серьезностью.
Например, чтобы записать популярную песню, вместо принятых в России трех этапов (идея и набросок мелодии, черновой вокал и, наконец, сведение и аранжировка) в Германии песня проходит пять. Первая аранжировка для немецких звукорежисссеров — тоже черновик. После нее композиция проходит еще 2 ступени дополнительной обработки. Немецкие «звукачи» хотят, чтобы их музыкальный продукт подходил исполнителю как обувь, сделанная на заказ.
Место композитора – за компьютером
Задача, которая в настоящий момент решается в Германии – сформировать качество медиарынка. Высоким профессиональным стандартам обучают несколько конкурирующих музыкальных вузов. В младших классах в немецких школ обязательно есть предмет «музыка», поэтому все немцы знакомы с нотным станом и гармониями.
А вот чтобы стать профессиональным композитором, студенты проводят больше времени за клавиатурой компьютера, а не фортепиано.
Например, в рамках немецкого образовательного проекта S.E.T. (School of entertainment & technology), где я преподаю, студентам «раскладывают по полочкам» производство музыкального оформления к любому медиа-продукту: от обычной эстрадной песни до музыкального оформления теле- и радиоэфира, компьютерных игр, мультфильмов, презентаций, рекламных джинглов.
Первые шаги будущие композиторы делают еще в процессе обучения: например, Марвин Копп еще студентом создал музыкальное оформление к видео-игре, которая получила финансирование на краудфандинговом сервисе Kickstarter.
Шазам для композиторов
Композиторы обоснованно боятся, что их произведение будет слишком похоже на существующие. Чтобы избежать этого, они пользуются еще одним европейским изобретением.
Когда я только начинала сочинять музыку, я, как и многие другие композиторы, была уверена, что все мои произведения совершенно уникальны. И для меня каждый раз было большим ударом, если мне говорили, что «уже где-то слышали» мои мелодии.
Для таких композиторов, как я, в Великобритании был создан сервис Shazam, так называемый «музыкальный секонд-хенд». Фактически это базы музыкальных данных, которые не только помогают слушателю найти понравившуюся песню, но и здорово помогают композиторам.
Немецкие композиторы используют Shazam, когда создана минимальная аранжировка к песне. Сервис, распознающий мелодию, может сообщить, что «это где-то уже было», и даже указать, где именно. Сайт сравнивает загруженный файл с тысячами других – по ритму, гармонической сетке и мелодии – и показывает похожие произведения.
Раньше каждый музыкальный продюсер и теоретик-музыковед были ходячими музыкальными библиотеками. Они должны были слушать очень много музыки разных композиторов и эпох, чтобы ориентироваться в жанрах и стилях.
Сегодня, чтобы понять, какие инструменты и приемы музыкального языка применялись, чтобы добиться того или иного звучания, достаточно запросить у заказчика музыкальные референсы. И интернет в ответ на них сразу выдаст обилие полезной информации о стилях и похожих музыкальных композициях.
Так что теперь главная задача композитора – четко сформулировать художественное задание.
Не только для сердца, но и для сердечного ритма
В Германии уже тестируют необычные способы «употребления» музыкального продукта.
Музыку в Германии может выписать врач. Например, Моцарта – пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Впрочем, на самом деле не «заглянув» в человека, сложно подобрать для него музыкальные витамины: терапевтический эффект очень сильно зависит от личных предпочтений.
Сегодня не кажется таким уж неправдоподобным сценарий, когда особый прибор «считывает» желания с человеческого мозга и выдает музыкальный контент, нужный именно этому слушателю. Это может стать новым способом сочинять музыку, причем в прямом смысле музыку для врачевания человеческого тела и души.
Материалы по теме:
Как звучат нездешние миры в научно-фантастических фильмах?