Евротренд

Шейн Уолтер, креативный директор Onedotzero: “Нам интересно работать на грани рекламы и искусства”

Onedotzero – одна из тех компаний, которые стояли у истоков цифрового искусства в Великобритании. У нее есть собственный фестиваль, образовательный центр и бесчисленное количество проектов в области аудиовизуального искусства. Креативный директор Шейн Уолтер рассказал «Европульсу» о последних тенденциях в цифровом мире.

С чего началась история вашей компании?

Я всегда работал в медиа — в журналах, как фотограф — а также работал в интернет-изданиях, идаже в театре. Наша компания начала работу в 1997 году. И сразу же мы устроили большое представление, и было самим удивительно, что 1000 человек пришло посмотреть на наши работы. Это был настоящий андеграундный хит. Мы стояли у истоков цифровой революции.

Сколько людей работает в Onedotzero?

Обычно постоянный штат — это 12 человек, но сейчас нас 8 и еще есть 2 стажера. Но мы всегда сотрудничали со множеством людей. У нас хорошие и крепкие связи во всех сферах творческой деятельности: с режиссерами, с менеджерами, с молодыми талантливыми кретативщиками. Интересно наблюдать за тем, как последнее время меняется стиль работы человека. Люди начали собираться в группы и вместе создавать что-то. Теперь мало кто работает в одиночку.

Сколько фильмов в год вы делаете?

Это зависит от тех проектов, в которые мы вовлечены. Иногда это десять фильмов, а иногда один, но очень большой. За последние несколько лет мы сделали 10 фильмов для MTV international, 10 анимационных комедийных лент и 15-минутный фильм для BBC. Также мы делаем и рекламу.

Не скучно ли вам заниматься рекламой? Что интереснее создавать?

Для меня интересно то, что находится между рекламой и искусством: работать для компаний, но при этом продвигать свои идеи. Это очень опасное соседство. Иногда очень скучно работать на кого-то и делать стандартную рекламу, а порой это, наоборот, требует от тебя высшей степени креативности. Ты развиваешь новые идеи в рекламе. И это очень важно сочетать. Я понимаю, что для моих задумок нужны деньги, которые я получаю как раз посредством рекламных проектов.

Какие проекты вы ведете сейчас?

Мы работаем над нашим фестивалем в Лондоне. Это не только показ фильмов, но и мастер-классы, воркшопы, перформансы, учебные курсы, инсталляции, круглые столы. Мы будет работать с кинотеатром сети IMAX, пригласим туда диджея и сделаем перформанс. Звучит достаточно просто, но эта работа занимает очень много времени. Еще я заканчиваю книгу о городах, она о том, как художники могут изменять урбанистический ландшафт. В ней я рассказываю об экспериментах в Юго-Восточной Азии, в Австралии и Новой Зеландии.

Вы первый раз в России, что бы вы изменили в облике Москвы?

Я еще не успел как следует погулять по вашим улицам, но я заметил, что у вас очень много рекламы. Вы можете это изменить? Чтобы у людей не возникали постоянно мысли: «О, я хочу купить эту машину и вот эту кофту!». Чтобы люди о себе больше думали, о каких-то внутренних вещах.

Говорят, что в Британии бум творческих профессий. Не думаете ли вы, что скоро все захотят стать художниками, но инженером никто быть больше не захочет?

Я не думаю так, работа все равно должна быть сделана. И я считаю, что креативность, наоборот, нужно поощрять, потому что это позволяет совершенствовать любую работу, и мне кажется, куда опаснее, если у человека напрочь отсутствует творчество в жизни и работе. Я не думаю, что все люди захотят стать художниками: просто потому, что все хотят хорошо зарабатывать, а профессия художника в этом смысле никакой гарантии дать не может.

Какие тренды вы могли бы выделить в цифровом искусстве?

Несколько вещей я бы мог назвать. Это crowd sourcing — когда группа людей работает над разными частями одного проекта. Если все соединить, получится великая вещь. Не один человек делает все, а много разных людей. Мне нравится использование и освоение технологий: ты даешь мне какую-то микросхему, а я вношу в нее свои изменения, она становится лучше, потом передаю другому, и в конце этого пути ты уже не узнаешь свою микросхемку! Мне нравится, что можно делиться своими знаниями с другими людьми. И еще мне кажется, что программное обеспечение – это по-настоящему креативно. Программисты — настоящие творцы, именно они сейчас задают тон происходящему в цифровом искусстве.

Сложно ли в Великобритании начать молодому человеку творческий проект?

Начать очень легко, но продолжить — сложнее. Соревновательность – это то, что всегда было в этой сфере и всегда будет, но это закаляет, ты будешь всегда в тонусе. Достаточно просто оставаться на одном месте, но двигаться вперед – сложно, даже для нас, и мы работаем очень много. И важно не сдаваться.

Важно ли получить академическое образование, чтобы работать в этой сфере?

Любое образование важно. Я сам в вузе не учился, но есть разные пути получения образования. Некоторые учебные курсы очень формализованы и старомодны. Мне кажется, университеты должны поменять свой подход к обучению, чтобы отражать реалии мира. Сейчас столько разной информации, что наши знания становятся разряженными. Большинство людей интересуется одновременно разными вещами, нужно это учитывать в системе образования, вузам нужно быть гибкими при составлении учебных планов.

В Англии все образование платное, как молодые люди с этим справляются?

Да, платное, и с каждым годом цены все выше и выше. Молодые люди должны или работать, или брать кредит — это очень сложно.

Показывают ли ваши работы по ТВ? Насколько популярен ваш фестиваль?

К сожалению, работы по телевидению не показывают. Но наш лондонский фестиваль очень популярен, к нам приходит всегда много людей, к тому же мы возим свою программу по разным странам мира. Вот в Москве первый раз показали этой осенью. Может, и в следующем году получится?

Сайт Onedotzero