27.01.2011

Студенческие масс-медиа в Европе как авангард гражданской журналистики

Студенты в Европе — люди активные, и без дела сидеть не любят. Они с упоением учатся и самозабвенно отдыхают, а потом с такой же страстью устраивают забастовки и митинги (почему по любым? Они бастуют против увеличения платы за обучение). Есть еще один интересный вид активности европейских студентов – это издание собственной газеты, вещание на радиостанции либо ведение собственной телепередачи. «Европульс» узнал, в каких европейских странах студенческие медиа чувствуют себя лучше всего.

Коллектив сможет больше

Если в XIX веке студенты могли надеяться максимум на подпольную печать агитационного листка, то сегодня практически в каждом уважающем себя вузе имеется собственное средство массовой информации. Многие европейские университеты не считаются с расходами и финансируют издание вузовских газет, вещание радиостанций, а у некоторых есть даже собственные телестудии. Не забывают вузы и о социальных сетях. И не обязательно тут сразу же вспоминать Facebook. Например, в Бирмингемском университете есть собственная локальная социальная сеть, с помощью которой можно найти соседа по комнате или лучше узнать о том, как сдать экзамен.

Организация «Network of young media makers» объединяет более 48 тысяч молодых журналистов со всей Европы. Её представительства есть почти во всех странах Европейского Союза. В основном эта организация занимается тем, что пытается объединить студенческие и молодежные СМИ в единую сеть, а также проводит семинары и конференции для начинающих и опытных журналистов.

В Европе есть также альтернативная и менее официальная сеть студенческих медиа, которая называется «Spine» (аббревиатура от «the Student Press in Europe») и объединяет несколько издательств студенческих газет и журналов. Задача этой организации – создание группы единомышленников, которые готовы были бы обсуждать актуальные вопросы выпуска печатной продукции для студентов в Европе. Головной офис «Spine» находится в Нидерландах. На сайте организации можно найти издание шведских студентов «Lundagard», финский журнал «Ylioppilaslahti», венгерский «UnivPecs». Эти издания во многом похожи друг на друга, они рассказывают новости о жизни кампусов, публикуют интервью с местными знаменитостями и обсуждают хронику на рынке труда.

Братство французских студентов

Во Франции активно действуют не только локальные студенческие СМИ, но быстро развиваются и социальные сети. Портал MediaEtudiant.fr имеет штат, редакционную политику и у него больше миллиона зарегистрированных пользователей. Помимо колонок и статей, на нем можно найти объявления о вакансиях, рекомендации по созданию грамотного резюме, видеообращения преподавателей и работодателей, объявления о сдаче и аренде жилплощади.

О чем пишут и что обсуждают французские студенты? Они интересуются заявлением министра образования, который хочет, наконец-то, обучить французов английскому, предлагает ввести обязательные уроки иностранного языка с трех лет, а студентов отправлять на стажировку в англоязычные страны. Они обсуждают также песни и восторгаются обаянием Сержа Генсбура; делятся впечатлениями о выступлении французов на теннисных турнирах; фанатеют от субкультуры, адепты которой копируют героев фильма «Матрица».

Вузы Великобритании одержимы «цифрой»

Британские университеты могут похвастаться собственными телевизионными станциями. Они производят независимый контент, и большинство из них используют Интернет как простейший способ распространять продукт своего творчества. Телеканалы отличаются форматом и материальной базой, некоторые из них поддерживаются университетами, поэтому имеют больше возможностей, другие существуют как частная инициатива группы студентов, поэтому вещание таких каналов нерегулярно.

Некоторые телевизионные станции в университетах начали свою работу даже раньше, чем общественные независимые каналы Великобритании, так произошло с Channel 4 (1982). А телевидение Университета Глазго стало первой студенческой ТВ-станцией в Великобритании, и появилась она на свет еще в 1964 году. Телеканал Университета в Йорке возник в 1967 году. До этого монтировать и распространять контент было очень сложно из-за отсутствия цифровых технологий – тогда этого просто не было! После того как техника сделала шаг вперед, страна пережила «бум» студенческого телевидения.

В 2010 году SUSUtv (Университет Саутгемптона) стало первым студенческим телеканалом в Великобритании, который начал вещать в прямом эфире и передавать телевизионную картинку с высоким разрешением. Первые трансляции были посвящены выборам в студенческий совет.

Все студенческие каналы страны связаны с Национальной телевизионной ассоциацией студентов NaSTA, в нее входит 30 членов. Каждый год организация награждает лучшие телестанции. Оре Одуба, ведущий канала Loughborough, благодаря известности, которую ему принесла премия NaSTA в 2008 году, был приглашен на работу ведущего в шоу для детей на BBC.

Британские радийщики привыкли к самостоятельности

Радиовещание в британских вузах тоже развито неплохо. В стране действует Студенческая ассоциация радиовещателей, в которую входят больше 40 членов. Она же устраивает конкурсы, вручает премии и всячески поощряет развитие креативности у молодежи. Чаще остальных награды ассоциации получало радио CUR1350 (Кембриджский университет). Радио вещает в FM-диапазоне и в Интернете.

Основанная в 1979 году, эта станция постепенно стала финансово независимой, она популярна не только у студентов вуза. Сегодня эта радиостанция не нуждается в поддержке университета, она живет за счет рекламы. И регулярно получает самые престижные награды в области радиовещания, а студенты, еще вчера работавшие на ней как любители, переходят в штат BBC.

Немецкие студенты любят плюрализм и тяжелую музыку

В Австрии со студенческими медиа дело обстоит не так хорошо. В основном все ограничивается разовым выпуском газеты, журнала, а также стартом, но не развитием Интернет-порталов. Но есть одно исключение из австрийской студенческой медиаистории. Это «Radio Orange» – некоммерческая станция, которая находится в Вене. Радиостанция ставит своей целью стать рупором различных меньшинств: мигрантов, религиозных общин. На этом радио нет рекламы, его слушают в основном жители столицы и окрестных городов. Если вы включите его днем, то скорее всего, услышите «горячий» австрийский панк-рок.

В Германии традиция студенческой журналистики имеет многовековую историю. Сегодня в стране около 10 тысяч молодых журналистов, которые активно работают в 16 землях. В Германии есть своя медиаконвенция. Главный портал, объединяющий все студенческие и молодежные СМИ страны – jugendpresse.de.

В Польше, как и в Германии, студенческие СМИ существуют давно. В основном они посвящены учебе, карьере и культуре. Практически в каждом польском университете есть своя газета или сайт. Одним из самых известных средств массовой информации такого рода считается «Gazeta Studencka», где обсуждают последние политические новости, музыкальные и киноновинки, рассказываето новых технологиях и бизнес-инкубаторах. Одним из самых известных студенческих проектов считается радиостанция Варшавского технологического университета «Radioaktywne».

Панъевропейская журналистика

История трансъевропейского ресурса Cafebabel.co.uk сейчас не выглядит чем-то необычным, но 11 лет назад, в 2000 году многим этот проект казался революционным. Два студента программы «Эразмус Мундус» Никола Дел’Арчипрете и Адриано Фарано прибыли в Страсбургский институт политических наук, чтобы сделать первое панъевропейское медиа.

Они начали с того, что нашли еще 12 студентов-единомышленников, говорящих на разных языках. Все вместе они создали собственную ассоциацию. Уже в 2001 году на сайте вышла первая публикация сразу на четырех языках: английском, французском, итальянском и испанском.

С 2002 года в разных городах Европы начали открываться офисы портала Cafebabel.co.uk, а с 2004 года проект начал расширять штат и брать людей на постоянную работу. В ноябре 2005 года посещаемость сайта составила 100 тысяч уникальных посетителей в месяц. Сейчас на Cafebabel регулярно пополняются несколько рубрик: политика, общество, культура, экономика, международные отношения, интервью, кухни разных стран, колонки на другие актуальные темы. Похоже, что создатели портала по-своему отнеслись к притче о Вавилонской башне и планируют продолжать начатое.

logo