14.07.2015

Свободная панорама

«Цифровая эпоха» открыла для всех практически неограниченные возможности по обмену информацией, в том числе и культурными ценностями. Сегодня любой желающий может посмотреть фильмы и фотографии, коллекции художественных музеев, библиотек, музыкальных фондов, используя свой компьютер или другое устройство связи. При этом интернет дает всем возможность не только самим пользоваться контентом, но и обмениваться им с друзьями. Однако такая свобода в интернет-пространстве помимо возможностей вызывает и ряд проблем, среди которых, например, необоснованное ограничение доступа пользователей к контенту других стран, особенно к теле- и кинопродукции, а также нарушение авторских прав. Чтобы достичь справедливого баланса между интересами авторов и пользователей, Европа решила реформировать законодательство по защите интеллектуальной собственности. Одним из самых горячо обсуждаемых аспектов этой темы стал возможный запрет так называемой «свободы панорамы».

Tourists use a selfie stick on the Trocadero Square, with  the Eiffel Tower in background, in Paris, Tuesday, Jan. 6, 2015. Selfie sticks have become enormously popular among tourists because you don’t have to ask strangers to take your picture, and unlike hand-held selfies, you can capture a wider view without showing your arm. But some people find selfie sticks obnoxious, arguing that they detract from the travel experience. (AP Photo/Remy de la Mauviniere)
Фотографировать Эйфелеву башню днем и публиковать снимки разрешено.

Давайте разберемся, о чем идет речь на простом примере. Если вы бывали в Париже, то наверняка, посещали Эйфелеву башню и фотографировали ее. Несмотря на то, что изображения этого культового архитектурного сооружения, символа французской столицы, можно легко найти в сувенирных лавках или в интернете, есть что-то особенное в том, что запечатлеть себя на фоне этого уникального творения. И «для галочки» выложить фото в сеть. Так? Однако оказывается, публиковать ночные фотографии Эйфелевой башни, когда она украшена иллюминацией, согласно французским законом, нельзя. Дело в том, что освещение башни является художественной инсталляцией, защищенной авторскими правами.

Share with care или делитесь осторожно

«Свобода панорамы» — это неограниченное право использовать фотоснимки, видеозаписи или рисунки любых общественных мест без специального разрешения владельца авторского права. Большинство стран Европейского союза предоставляют полную «свободу панорамы», но есть страны, где эта свобода ограничена — например, Франция, Бельгия, Италия. Полная картина по странам выглядит следующим образом.

1foto

Красным отмечены страны, которые запрещают свободно выкладывать в сеть любые снимки архитектурных объектов. Желтым цветом отмечены государства, которые разрешают это делать, но только для некоммерческого использования. Светло-зеленый цвет означает разрешение публикации фотографий зданий (исключительно). Ярко зеленым отмечены государства, где принят закон о «свободе панорамы», а значит, там разрешено публиковать любые снимки, включая изображения произведений искусства. Как видим, большинство европейских стран либо совсем не ограничивают, либо умеренно ограничивают права использования изображений своих достопримечательностей. Однако есть и те, кто с такой позицией категорически не согласен.

Когда каждый блогер — издатель

Удивительно, но получается такая картина: даже если вы обычный турист и любите фотографировать себя и свою семью на фоне потрясающих архитектурных ансамблей (или иногда пользоваться снимками профессиональных фотографов, найденными в интернете, ведь и так бывает, верно?), а затем публиковать фотографии в интернете, то в некоторых странах вы оказываетесь правонарушителем! «Как так? — возразите вы, — ведь я не зарабатываю на этом деньги, я просто собираю «лайки» от друзей!» Однако есть и другая сторона вопроса. Люди, которые создавали то или иное произведение искусства, потратили на него свой опыт, силы… Профессиональные фотографы, чтобы создать «обычные», казалось бы, снимки площадей, храмов, замков или городских улиц, как правило, занимаются серьезной подготовкой и несут немалые финансовые затраты. И авторы этих фотографий, как и авторы архитектурных сооружений, инсталляций, иллюминаций, далеко не всегда довольны тем фактом, что их произведения свободно «ходят» по интернету и иллюстрируют чьи-то блоги.

Вот что говорит Джонатан Ворт, профессиональный фотограф, работающий со многими ведущими мировыми масс-медиа: «Раньше я отправлял фотографии одному издателю и тот не давал никому публиковать их, пока он сам это не сделает. И это было правильно. Но теперь, когда мои изображения — я говорю изображения, а не фотографии — выложены в интернет, внезапно оказывается, что каждый блогер — издатель. Когда «авторскими правами» на мои работы внезапно «владеет» 14-летняя девочка, публикующая мои изображения на своей страничке, это абсолютно неприемлемо». Трудно поспорить. Разумеется, речь здесь идет именно о коммерческом использовании изображений культурных объектов, однако сегодня ведь и блогеры зарабатывают.

17933505763_42f3cdc865_z

Исторический выбор Европарламента

Так все-таки в какие цвета окрасится вся Европа — в запрещающий красный или «свободно-панорамный» зеленый? Смогут ли все желающие публиковать изображения европейских достопримечательностей или запрет коснется всех стран Европейского союза? Этот вопрос в последнее время приобрел особую остроту и вышел на широкое общественное и политическое обсуждение. В начале июля в Европарламенте проходили жаркие дебаты на тему реформы закона об авторских правах.

Среди активных защитников «Свободы панорамы» — немало известных личностей, в том числе — основатель Wikipedia Джимми Уэйлз. Накануне решающего голосования в Европарламенте по вопросу «свободы панорамы» на общеевропейском уровне, он опубликовал статью в Guardian, в которой, в частности, заявил, что, по его мнению, тотальный запрет может иметь ужасные последствия для культурного обмена и передачи знаний. Он призвал подписать петицию против принятия ограничений на публикации.

Другим ярым защитником свободной публикации изображений стала Джулия Реда, депутат Европарламента. В своих статьях Джулия доступно объясняет, как будет выглядеть публикация изображений (на фото ниже) в любой социальной сети в случае, если запрет будет принят. Она наглядно показывает, какой долгий, сложный и, по сути, абсурдный путь должен будет пройти каждый, кто пожелает просто поделиться в соцсети с друзьями личными фотографиями из путешествия.

2foto
Фото: Change.org

Что же в итоге? Дебаты в Европарламенте завершились, и 9 июля депутаты сделали свой выбор: общеевропейского запрета на «свободу панорамы» не будет. Во всяком случае – пока.

Обсуждение в парламенте было предварительным и полученные рекомендации должны быть учтены при разработке поправок. Что же касается окончательных решений, то изменения в законодательство будут предложены Еврокомиссией в конце этого года. Можно поздравить всех сторонников свободного обмена изображениями достопримечательностей — особенно в тех странах, где это разрешено. Однако не стоит забывать и о правообладателях, авторах прекрасных произведений, профессиональных фотографах, чьи работы защищены авторскими правами и законодательствами некоторых стран. Нарушение этих прав не только незаконно, но и по-человечески несправедливо, верно?

logo