22.07.2014

Центры притяжения в большом городе

В больших городах – а часто их называют «муравейниками» – легко почувствовать себя чужим и одиноким, потеряться в толпе спешащих по своим делам людей. Однако в последнее время европейские архитекторы активно стремятся «развернуть» город лицом к человеку. Повсеместно создаются и наполняются новым смыслом общественные пространства – популярные, стильные, по-домашнему уютные и функциональные места. Европульс знакомит читателей с несколькими интересными примерами таких центров притяжения в Париже, Лондоне и других городах.

Из метро на подиум

Кто бывал в Париже, наверняка, хорошо знает «пятачок» на перекрестке улиц у станции метро Opera. Много магазинов, великолепное здание Оперы, респектабельные гостиницы и уличные кафе – истинно парижский квартал. Утром и вечером в часы пик людские «потоки» растекаются в разные стороны, а туристы задерживаются у разных витрин, чтобы рассмотреть товары или сфотографироваться. Мегаполис здесь живет своей жизнью круглосуточно.

Знаменитый французский архитектор и один из авторов и разработчиков идеи Большого Парижа, Антуан Грумбах, решил переосмыслить концепцию и наполнение этого места и превратить его в современное, многофункциональное общественное пространство. Причем основной акцент он сделал на саму подземную станцию метрополитена – Opera . Антуан Грумбах предложил городским властям не только масштабную реконструкцию подземных помещений, но и их полное переформатирование. В рамках этого проекта запланировано открытие нескольких новых магазинов и кафе, а также строительство ледового катка и даже подиума для дефиле! Это ведь так по-французски, правда?

Идея Антуана Грумбаха пока не реализована, однако активно обсуждается в обществе. И это логично – ведь именно парижанам придется потом привыкать к нововведениям на станции Opera. «Пространства общественными не проектируются, они ими становятся, когда граждане внутри них начинают осознавать себя частью сообщества и частью города», — уверен руководитель центра социологических исследований Президентской академии РФ Виктор Вахштайн. По его словам, общественное пространство – это то место, где жители чувствуют связь с городом и окружающими людьми. Кстати, история знает успешные примеры стихийного возникновения активно используемых жителями общественных пространств – это Агора в древнегреческом полисе или рыночная площадь в Средневековой Европе.

Metro Opera Paris

Парки как мосты

Общественные пространства под открытым небом всегда были популярны в Лондоне и других британских городах. Если взглянуть на карту столицы Великобритании, то парки и скверы на ней весьма часто перемежаются с жилыми кварталами. Почему бы не превратить эти зеленые зоны в общественные пространства, объединяющие целые районы? Построить своего рода зеленые «мосты». Архитектор Эндрю Харланд приводит в пример восточный Лондон – Ист-Энд, в котором реализована концепция объединения нескольких районов посредством парка. Ист-Энд – динамично развивающаяся часть города, но довольно эклектичная, разделенная рекой, каналом, железнодорожными путями, автодорогами и промзонами. Задача, которую ставят перед собой британские архитекторы, — устранить разрозненность и освободить реку (чтобы к ней можно было подойти). Это можно сделать именно посредством трансформации и перестройки парковой зоны, включения в нее набережных. В результате, считает г-н Харланд, Ист-Энд станет открытым и доступным, а ландшафт – намного более симпатичным и удобным. Более того, проект предполагает и значительное улучшение экологической обстановки на востоке города.

Директор компании, занимающейся дизайном общественных пространств, Тимоти Маршалл (кстати, эксперт принимал активное участие в обновлении Парка Горького в Москве) замечает: что немаловажно научиться управлять общественным пространством, чтобы оно четко работало долгие годы. Уборка мусора, поддержание в порядке парковой мебели, управление пулом арендаторов и т.д. – все это важные слагаемые успеха.

London_EastEnd
фото: www.robertaehnelt.de

Творческие кварталы умного города

Уникальный формат общественных пространств – творческие кварталы – активно развивается в Риге. Этот прибалтийский город в 2014 году признан культурной столицей Европейского союза, а также завоевал титул Smart City («Умный город») журнала The New Economy.

У каждого творческого квартала – свой особый шарм и своеобразие. Квартал Калнциема в районе Пардаугава – это старинные деревянные здания, которые раньше были в плачевном состоянии с заколоченными окнами и прогнившими полами, но после реставрации район расцвел и стал настоящим центром притяжения, в котором постоянно гуляют туристы и местные жители, проводятся концерты, биеннале и другие творческие мероприятия. Творческий квартал Спикери, расположенный неподалеку от Рижского центрального рынка в складских помещениях 19 века, а также район Андрейсала на территории Рижского порта – прекрасные примеры того, как старые промышленные и торговые объекты благодаря усилиям архитекторов и художников превращаются в настоящие культурные ценности.

Квартал Калнциема (Рига)
Квартал Калнциема (Рига)

Другой пример – культурный центр Kanepe. По словам латвийского архитектора Бориса Крутика, здесь был использован принцип «Не навреди». Заброшенные здания, которым более 100 лет, были взяты в аренду, отреставрированы по минимуму, убрано все лишнее. Минимализм сейчас в тренде – центр Kanepe выглядит очень стильно и пользуется популярностью: по выходным весь периметр забора заставлен велосипедами. «Для того чтобы создать популярное, знаковое и экономически выгодное место, не всегда нужно тратить максимум усилий и денег», — убежден Борис Крутик.
Главное – желание менять жизнь вокруг к лучшему.

Культурный центр Kanepe (Рига)
Культурный центр Kanepe (Рига)

А как меняется общественное пространство в вашем городе?

logo