20.03.2012

«Цифровая» Европа: трудный путь к электронным счетам

Любой IT-специалист на вопрос, что такое экономика Интернета, ответит: «Это инновации». Неудивительно, что единая Европа намерена максимально использовать цифровые технологии, чтобы создать единое электронное торговое пространство с огромным потенциалом новых рабочих мест. Может ли что-нибудь этому помешать?

Лиеке Круминг живет в Амстердаме и учится в Свободном университете. Она изучает историю политических партий и параллельно развивает свое небольшое дело. Лиеке вместе с подругой шьет одежду для беременных и продает готовые модели в Интернете. Сейчас Лиеке для размещения объявлений о продаже использует сайт бесплатных объявлений, но планирует через месяц открыть собственный Интернет-магазин. Доходы от ее бизнеса еще не позволяют полностью покрывать расходы на обучение, но, по расчетам самой Лиеке, если дела будут идти так же хорошо, как и сейчас, то примерно через год ее ежемесячный доход будет равняться ежегодной плате за учебу.

«Большая часть моего рабочего времени уходит на создание моделей и пошив, и мне не приходится тратить его на поиск покупателей: они сами меня находят в Интернете, — рассказывает она. — Если людям нравится одежда, то они связываются со мной, я сообщаю им свои реквизиты в электронной платежной системе, и они делают перевод на мое имя. Затем я отправляю товар покупателям с помощью обычной почты. География посылок покрывает практически весь Европейский Союз. Когда у меня будет свой сайт, я смогу выделяться из массы продавцов. Возможно, однажды я открою свое настоящее ателье, стану продавать одежду своей марки во всем мире и прославлюсь».

Сегодня маленькие и средние компании, которые активно присутствуют в Интернете, растут как минимум в два раза быстрее, чем те, что слабо применяют электронные составляющие в своем бизнесе или не применяют их вовсе. В то же время согласно исследованиям, обнародованным Европейской Комиссией, если бы все счета выставлялись в электронном виде, страны ЕС ежегодно могли сэкономить до 40 млрд. евро.

Согласно исследованиям Совета по конкурентоспособности, в настоящее время есть два главных препятствия на пути развития электронной торговли. Примерно 40% европейских потребителей товаров и услуг прибегали к онлайн-сервисам, однако всего 9% от общего количества товаров и услуг были приобретены с помощью Интернета в другой стране ЕС. Эта тенденция сохраняется еще с 2010 года, когда статистики обнаружили такое положение дел. Это и есть первая причина пассивного развития электронной торговли – люди все еще чего-то опасаются, когда видят предложения из других стран. Вторая заключается в том, что 95% счетов за товары и услуги до сих пор выставляются в бумажном виде, и лишь 5% счетов (инвойсов) являются электронными.

Чем же так плохи оказались обычные бумажные счета? Почему электронные счета могут вызвать рост экономики? Электронный счет, в отличие от бумажного, доставляется получателю практически мгновенно. Его создание и отправка не влечет дополнительных расходов на печать, использование бумаги, почтовую пересылку или доставку курьером. Все это сокращает издержки, которые обычно несет продавец товаров и услуг. Простое умножение этих издержек на количество счетов и количество фирм в итоге дает ту сумму, которая ежегодно вылетает «в трубу». В случае же с использованием электронных счетов деньги экономятся, а время сохраняется.

Еще в июле 2010 года Европейский Совет издал Директиву, посвященную НДС и инвойсам. Согласно этому документу с 1 января 2013 года электронные инвойсы и бумажные счета будут считаться совершенно равноправными. В начале 2012 года усилия в этом направлении активизировала страна-председатель ЕС – Дания. «Мы с министрами иностранных дел стран ЕС договорились о том, чтобы к 2015 году удвоить количество онлайн-сделок, — говорит датский министр бизнеса и развития Оле Сон. — Мы также решили, что необходимо рамочное соглашение, которое позволит организовать снабжение с помощью онлайн-сервисов и будет гарантировать, что большинство инвойсов к 2020 году будет отправляться в электронном виде».

С 2008 года при поддержке Европейской Комиссии и ЕЦБ в Европе активно развивается SEPA — Single Euro Payments Area, единая зона платежей в евро, в которой ликвидированы различия между внутренними и международными платежами в валюте евро. Изначально идея о SEPA возникла в европейской банковской среде как стремление установить единые простые правила для всех электронных платежей внутри ЕС, будь то использование кредитных карт, дебетовых карт или банковских платежей. Массовое внедрение электронных счетов позволит дальше развивать технические решения в рамках SEPA.

В начале 2012 года Европейская Комиссия озвучила грандиозный план удвоить объем сферы электронной торговли. Интернет-экономика создает 2,6 рабочих мест на каждое рабочее место, созданное обычной экономикой. При этом Интернет-магазины и торговые площадки способны доставлять информацию о товарах и услугах, а также и сами эти товары и услуги в удаленные районы. Выигрыш также заключается в том, что онлайн-сервисы могут предложить более низкие цены и более широкий ассортимент товаров, чем обычные магазины.

Этот потенциал оценивается в 11,7 млрд. евро, что составляет 0,12% от всего ВВП Европейского Союза. Если бы 15% от всей существующей розничной торговли велось в Интернете и все препятствия на внутреннем рынке ЕС были бы сняты, выгода для потребителей в денежном выражении составила бы 204 миллиарда евро. Это равно 1,7% от европейского ВВП. За такой рост стоит бороться.

logo