11.11.2014

Цифровой музейный век  

Два человека садятся друг напротив друга за маленьким столом, надевают специальные шлемы с проводами и начинают необычную игру. Перед ними на доске – металлический шар, который необходимо загнать в ворота соперника, не дотрагиваясь ни до чего, а исключительно силой мысли. Фантастика? Вполне реальный опыт, в котором могут поучаствовать все посетители Центра визуализации в Норчёппиге (Швеция). А в Музее техники в немецком Зинсхайме, например, многие экспонаты буквально «оживают» – гости могут управлять танком, тестировать старинный музыкальный аппарат, летать на вертолете. Посетители – не только зрители, но и активные участники научно-технического шоу. На службе у современных музеев – интерактивные технологии, симуляторы, перфомансы, 4D и 5D проекции, полноценные онлайн-экскурсии и виртуальная реальность. Добро пожаловать в цифровой век!

2103829477_10e204a664_z
Визуализация, опыты, интерактив — будущее музеев

Ключи от Римской Империи

Кто-то возразит: мол, научно-технические выставки не так уж сложно сделать высокотехнологичными и интерактивными. Другое дело – историко-археологические экспозиции или, например, художественные галереи. Проект V-MUST.NET, стартовавший четыре года назад при поддержке и финансировании Европейского союза, – ответ скептикам.

keys to rome V-MUST.NET или Virtual Museum Transnational Network – это международная сеть археологов, историков искусств, архитекторов, IT-разработчиков и специалистов по коммуникации, которые создают виртуальные музеи, транснациональные экспозиции. «Виртуальные музеи – это совершенно новая модель коммуникации, которая ставит перед собой цель создать персонализированный, «погруженный», интерактивный способ улучшения понимания мира вокруг нас», – замечает куратор V-MUST.NET София Пескарин. Партнеры V-MUST.NET считают, что именно Европа может стать лидером в сфере виртуальных музеев.

Первой «ласточкой» стал Keys to Rome – совместный проект четырех музеев – Imperial Fora Museum в Риме, City Hall в Сараево, Музея Алларда Пирсона в Амстердаме и Библиотеки Alexandrina в Александрии, в которых хранятся ценные коллекции сокровищ Римской Империи. Все экспонаты представлены в цифровом «путеводителе», который создан при помощи компьютерной видеографики, мультимедийных технологий, приложений для мобильных устройств и интерактивных инсталляций. А виртуальными экскурсоводами выступают самый «настоящий» римский купец Гаюс и его племянник Маркус. Удивительный и совершенно новый опыт.

«Организация выставки одновременно в четырех городах – это большой вызов. Такого еще никогда не было. 2014 год – правильный момент: прошло ровно 2000 лет после смерти Августа, основателя Римской Империи», – говорит г-жа Пескарин. По ее словам, скачав специальное приложение Matrix, посетители не просто услышат рассказ о римских древностях, а смогут принять участие в интерактивном квесте, в котором нужно находить «Ключи от Рима», чтобы открывать все новые и новые главы увлекательной истории и продолжать охоту за сокровищами. Для прогулок по столице Италии создана особая цифровая карта с использованием технологий дополненной реальности и голограмм, следуя маршрутам которой можно почувствовать себя в Риме двухтысячелетней давности.

Проект V-MUST.NET ставит перед собой цель развивать виртуальные музеи – экспозиции нового поколения, обучающие, увлекательные, долгоиграющие и доступные всем, кто интересуется историей, искусством, наследием древности. V-MUST.NET имеет уже 18 партнеров в 13 странах, а также несколько ассоциированных членов. Для этого проекта из бюджета Евросоюза было выделено 4,45 млн евро в рамках 7-ой рамочной программы ЕС по поддержке исследований и технологического развития.

Интернет в помощь

5670456870_b1e367ce0c_z

Уже сегодня многие европейские музеи, даже в небольших городах активно используют возможности Интернета. Виртуальные экскурсии, доступные на сайтах или в специальных приложениях для планшетов и смартфонов, предлагают, например, Эстонский государственный парк-музей в Таллине или Архитектурно-этнографический комплекс «Этыр» в болгарском городе Габрово. На сайте Лейпцигского этнографического музея Грасси также доступны видеоэкскурсии по музею на трех языках: немецком, английском и итальянском. Это только некоторые примеры.

В помощь архивистам, исследователям, ученым, археологам и другим заинтересованным людям созданы сводные порталы, общие базы данных музеев в Норвегии, Дании, Португалии, Франции и в других странах, где можно отыскать в виртуальных каталогах интересующие экспонаты и узнать о них больше, не выходя из дома. Некоторые выставки, например Музей тирольского народного искусства в Инсбруке (Австрия) с 1905 года собирает и хранит большой архив народных песен, каталог которых доступен онлайн, продумана даже возможность географического и расширенного поиска. Полностью оцифрованный каталог коллекций Королевского музея Центральной Африки, расположенного в бельгийском Тервурене, а также террабайты архивных материалов по этномузыкологии (более 3000 записей) также выложены в открытом доступе на сайте. Ценное подспорье для аспирантов, работающих над диссертациями!
По мнению Эндрю Ньюджи, специалиста по компьютерной графики и визуализации, есть три направления, в которых цифровые технологии могут помочь музеям. Во-первых, в предоставлении дополнительной информации об экспонатах от высококвалифицированных источников. Прекрасно, если есть возможность, например, записать рассказ художника о своей картине. Во-вторых, технологии необходимы при создании особой атмосферы и контекста, причем обязательно – на нескольких языках. В-третьих, мобильные приложения, аудио и видео-гиды и т.д. не только помогают посетителям самостоятельно изучать экспозицию, но и собирают отклики в социальных сетях, статистические данные о том, какие залы вызывают больший интерес, где посетители задерживаются и т.д. «Все это захватывает и, действительно, может разнообразить опыт посещения музея. Но есть тонкий момент: важно не переборщить, чтобы технологии начинают конкурировать с самими объектами искусства, или чересчур активно навязывать человеку контроль, фокусировать внимание зрителя на оболочке, а не на сути», – напоминает Эндрю Ньюджи.

logo