Евротренд

Увидеть тему с разных ракурсов

Историк, режиссер-документалист, исследователь Института истории Венгерской академии наук Ласло Риттер широко известен своими документальными работами, в числе которых «Благословенна спичка: жизнь и смерть Ханны Сенеш», «Посланник в Берне» и другие. В интервью «Европульсу» он рассказывает о настоящем и будущем европейской документалистики, новых тенденциях, сближении с игровым кинематографом и необходимости показывать зрителю проблему под разными углами.
лашло

Как, на ваш взгляд, сейчас развивается документальное кино в Европе? Можно ли его назвать популярным?

Безусловно. В Европе есть даже телевизионный канал, который называется Arte, благодаря которому зрители могут увидеть бесчисленное количество хороших документальных фильмов. Значительная часть проектов с большим бюджетом снимается совместными международными усилиям. И это хорошо, потому что так можно оценить исторические события непредвзято. Люди разных национальностей под разными углами зрения смотрят на проблему. Международное сотрудничество очень важно для документалистики.

Какая страна Евросоюза больше других уделяет внимание документальным картинам?

Сложно сказать. Хотя невозможно не упомянуть о трех. Великобритания – канал ВВС широко известен своими высококачественными документальными фильмами и сериалами. То же можно сказать о французских и немецких документалистах. Их фильмы интересны не только зрителям во Франции или Германии, но и во всем мире.

Большой бюджет – залог успеха?

Бюджет имеет значение. В ЕС есть возможность получить европейское финансирование проекта, если снимать кино в международном сотрудничестве. Для съемок каждого фильма очень хорошо иметь в составе съемочной группы совет документалистов из разных стран. Это позволяет рассматривать проблему с различных сторон, что делает кино более продуманным, комплексными и интересными для европейской публики.

Как сделать документальное кино более понятным и интересным для зрителей?

За последние десятилетия документальные фильмы сильно изменились. Мне посчастливилось принять участие в съемках каналом ВВС фильма о концлагере Освенцим. В ленту были включены некоторые драматургические, игровые эпизоды, которые вполне могли бы быть использованы в художественном фильме. Такие приемы используются, чтобы удержать внимание зрителя. Кроме того, интернет-сайт проекта и другие дополнительные ресурсы рассчитаны на широкую аудиторию.

Можно создать документальный фильм, например, о второй Мировой войне, о военных действиях, о самолетах – такая тематика привлекает публику. Куда сложнее, скажем, работать с другими темами: политические проблемы, геноцид, Украина в 1930-е годы. Но есть методы и здесь. Очень освежают картину непосредственные участники событий, очевидцы, историки. Ты пытаешься найти свидетелей одних и тех же событий, которые видели их с разных сторон, ракурсов. Все это очень помогает зрителям задуматься.

lashlo

Какие общие тенденции присущи европейской документалистике?

Документальное кино сильно изменилось в последние годы. Теперь эти фильмы пытаются не только рассказать что-то новое зрителю, но и развлечь его. Иногда различные визуальные инструменты и методы приводят к «упрощению» той или иной идеи, но порой это единственный способ привлечь внимание зрителя к проблеме. Это очень важный и эффективный инструмент обучения. Мне кажется, документалистика и дальше будет перенимать технику и приемы, используемые в художественной кинематографии. Я думаю, что у документального кино большое будущее, особенно когда у всех будет возможность смотреть фильмы в интернете. Youtube и другие ресурсы позволяют посмотреть сотни документальных фильмов, снятых в последние десятилетия.

Какое кино любите вы?

Непростой вопрос. Например, мне нравятся документальные фильмы, которые рассказывают о современных проблемах, на детальную проработку которых не хватает времени у новостных телеканалов. Ближний восток и мусульмане, текущие события в Украине.

Если бы у вас была возможность снять фильм без ограничений по бюджету и по тематике, о чем бы он был?

Это сложнейший вопрос, ответить на него я пока не могу. Сейчас мы работаем над фильмом о разведывательном управлении, возможно, я бы снял еще что-то в этом направлении. Но планов и желаний так много, что я не могу выбрать.

Кстати, в последнее время я уделяю много внимания художественным фильмам. Выступаю экспертом и консультирую кинематографистов по всему миру о форме и оружии военных лет. Но я не потерял связь с документальным кино. Надеюсь, что скоро появится на горизонте новая интересная тема.

Есть ли у вас желание поработать совместно с каким-нибудь российским режиссером?

Безусловно! Я под огромным впечатлением от российского кино, и не только художественного. Некоторые документальные картины ничем не уступают европейским. Однако если с художественными фильмами дела обстоят неплохо, и время от времени европейцы смотрят российские фильмы, то с документалистикой все несколько хуже. Очень сложно увидеть русский документальный фильм на европейском телевидении. Но я искренне надеюсь, что ситуация изменится. Я также надеюсь, что в будущем удастся наладить сотрудничество с российскими студиями, которые снимают документальное кино. Ведь есть так много тем, в которых точка зрения экспертов из России имеет огромную значимость.