Автомобильная промышленность выросла на почве, укатанной еще в позапрошлом веке первыми велосипедистами. Сегодня автомобили в массовом сознании считаются современным видом транспорта, а велосипеды — пережитком прошлого, или, как минимум, признаком развивающегося мира. Все ли верно? «Европульс» решил разобраться в велосипедной истории Европы.
Многие автомобилисты полагают, что дороги были построены только для них, но на самом деле, сначала появились дороги, а уж потом автомобили.
Твердую поверхность, по которой мы ходим, все воспринимают как должное. А ведь даже в самых продвинутых городах мира асфальтированных дорог почти не было вплоть до 1930 года.
Удивительно, но в конце XIX века улучшение качества дорог оплачивали и лоббировали… велосипедистские организации. В Великобритании за 30 лет до начала автомобильной эры развитием дорожной сети начали заниматься велосипедисты. Более того, многие ныне известные автомобильные концерны начинались с небольших фирм и мастерских по производству и ремонту велосипедов. Это уже потом они стали создавать мотоциклы, легковые автомобили и мощные крупнотоннажные грузовики, а в начале истории были всего 2 колеса и мускульная сила.
Как только в мире стал внедряться железнодорожный транспорт, строительство железных дорог перестало соответствовать ему. Торговля из-за этого не развивалась так, как этого хотели бизнесмены, да и и обычные дороги еще были в плачевном состоянии. Всех спас велосипед! Именно велосипедисты и стали первыми совершать длительные путешествия из города в город, как коммивояжеры, посыльные или просто энутзиасты этого вида транспорта. Именно они сохранили многие дороги от разрушения.
Велосипед помог построить дороги
Все дороги в Европе в то время отличались друг от друга. В городах они иногда были в целом ухожены, в бедных районах мостовая была вымощена булыжником, а богатые кварталы покрыты брусчаткой. Однако стоило отъехать от центра, поехать за город, как человек сталкивался с практически первобытным состоянием трасс: практически каждая вторая дорога была грунтовой.
В 1885 году в Великобритании состоялась первая дорожная конференция под покровительством аристократов и королевской семьи. Организация Cyclists’ Touring Club (СТС) опубликовала несколько брошюр по проектированию дорог, а также выработала рекомендации по улучшению дорожных поверхностей. В некоторых графствах действительно началась работа по улучшению качества местных дорог, и хотя спонсировалась она именно велосипедистами, повсеместно подчеркивалось, что дороги строятся для всех.
Велосипедистские организации в Великобритании, такие, как CTC, лоббировали среди геодезистов и политиков идею улучшение качества покрытия дорог. CTC под руководством Уильяма Рис Джеффриса организовала испытания асфальта. Джеффрис возглавил "Ассоциацию Улучшения Дорог" (RIA) в 1890 году, продолжая работать в CTC. Он призывал к строительству автомагистралей еще за 50 лет до их повсеместного распространения. Но Джеффрис не забывал своих корней.
В 1949 году вышла его книга, где он описывал бывшего премьер-министра Дэвида Ллойд Джорджа как «величайшего правителя британских дорог и одного из самых больших авторитетов в мире». Он писал, что если бы не велосипеды, у автомобилей не было бы стольких дорог для езды. Многие энтузиасты в первые годы появления автодорог говорили об этом, но позже вклад велосипедистов был незаслуженно забыт.
Автомобильная экспансия
Все изменилось в 1896 году. Был отменен важный акт, согласно которому автомобилисты должны были везде и всегда ездить очень-очень медленно и следовать указаниям дорожного постового с красным флагом. После его отмены скорости на дорогах возросли, автомобилисты начали требовать освобождения дорог от медленных велосипедистов. К 1900 году большинство британских автомобилистов окончательно забыли о том, кому именно они обязаны дорогам.
Например, сатирический журнал «Punch» в 1907 году публиковал на своих страницах такие стихи:
«Дороги были сделаны для меня, мого лет назад они были сделаны. Мудрые правители увидели меня.
Когда они увидели меня, то решили сделать дороги.
Потому что я ломаю все что вижу.
Я ломаю дороги и правила на дорогах.
Установленные ограничения были сделаны специально для меня.
Я их ломаю. Я ломаю глупую тишину деревень.
Иногда я ломаю заборы и стада вокруг, чтобы выбраться из пробок.
Но я сам пробка»
Назад к старине?
С годами европейцам стало понятно, что автомобиль и велосипед будут иметь разные судьбы. До 1950 года в обществе по-настоящему боролись за расширение прав автомобилистов. При проектировании дорог учитывались мнения водителей машин. А велосипедисты, которые еще недавно составляли большинство на дорогах, постепенно оказались вытеснены на обочину развития.
И лишь в 1970-х годах самые дальновидные проектировщики в Европе начали постепенно осознавать, какую ошибку они совершили, сделав ставку на автомобили. В городах стало негде парковаться, многокилометровые пробки стали раздражать всех и вся, безудержное использование автомобилей стало сказываться на здоровье людей, вредить экономике и уродовать города.
Европейские политики схватились за головы, вот уже лет 10 они с энтузиазмом внедряют велосипедные дорожки и пропагандируют этот вид транспорта среди населения. надо сказать, что этому сопутствует успех, и это очень помогает экологии. Эти меры помноженные на особенности национального менталитета, дают интересные плоды. Например в Германии, где население в основном законопослушное и традиционно верит своим политикам, велосипеды можно увидеть на улицах в любое время года, даже в снегопады и лютые по европейским меркам морозы. В Нидерландах вообще есть улицы, где движение автомобилей запрещено, и туристов из других стран тут можно узнать по отсутствию велосипеда.
Вот так, из анахронизма века XIX велосипед постепенно превращается в символ городской модернизации XXI века.
Хочется верить и надеяться, что европейские деревни и города, созданные для людей, а не для машин, будут самой прогрессивной идеей в следующие 150 лет. Ведь именно в удобной и здоровой среде людям захочется жить и работать.