20.01.2015

Вежливый город  

Урбанизация – процесс с долгоиграющими последствиями, плоды которого в виде загруженных дорог, загазованности и других неудобств крупные города по всему миру начали пожинать пару десятилетий назад. Миллионы людей регулярно испытывают стресс, застревая в автомобильных пробках, толкаясь в метро и наземном транспорте. Однако рано ставить крест на комфортной жизни в мегаполисах. Дороги становятся «умнее», светофоры – вежливее, а различные инновационные технологии и креативные идеи помогают создать удобную среду для всех жителей, включая тех, кто органичен возможностями своего здоровья. Какими станут города будущего, где жители не будут чувствовать себя пленниками каменных джунглей? Европа делится своими наработками.

51664598_8d084c7c20_oПо словам итальянского специалиста по транспортному развитию городов и системам мобильности Федерико Паролотто, 20-й век был веком личных автомобилей, однако теперь пришло время взобраться на вершину «транспортной пирамиды» пешеходу, велосипеду и общественному транспорту. «Улицы городов должны стать более доступными для пешеходов и при этом сохранить свою пропускную способность для автомобильного транспорта», – убежден эксперт. Легко сказать, но трудно сделать? На самом деле, нет ничего невозможного, и опыт различных европейских городов об этом красноречиво свидетельствует.

Поделись машиною своей

Как сделать так, чтобы автомобилей на дорогах стало меньше? Например, пользоваться одной машиной нескольким людям. Немецкий город Бремен претендует на звание первого европейского города, в котором заработала полноценная система «кар-шеринга» (от англ. car и share – «автомобиль» и «делиться»). Согласно статистике, полмиллиона жителей Бремена в 40% случаях выбирают автомобиль для перемещения по городу, в 14% — общественный транспорт и в 25% — велосипед. Для старого города с узкими улицами транспорта многовато. Система «кар-шеринга» уже начала работать — в городе около 100 пунктов проката, где можно быстро и недорого взять напрокат буквально любую машину (от микрокаров до фургонов). Можно купить абонемент, стоимость которого заметно ниже ежемесячного владения собственным авто. В год системой пользуется около 10 тысяч клиентов (по 40-50 водителей на каждую машину в автопарке). В результате это нововведение позволило убрать с улиц примерно 1500 автомобилей. Большинство клиентов (91%) при этом не имеют своего автомобиля в принципе и покупать не собираются. Правда, зачем?

Еще одна разновидность «кар-шеринга» — так называемый «карпулинг» (англ. carpooling) – тоже стремительно набирает популярность в Европе и на других континентах. Автовладелец, желающий совершить доброе дело и при этом сэкономить на бензине, с помощью специального интернет-сервиса ищет попутчиков – людей, которые, как и он, каждый день едут работу в один и тот же район. Минусов здесь практически нет, а плюсов хоть отбавляй: меньше машин на дороге и ДТП, чище воздух, экономия денег и топлива.

8317979269_fc819f23cd_k

Как еще стимулировать людей отказаться от машин в пользу, например, велосипедов или прогулок пешком? Иногда на помощь приходят креативные идеи. Так, в норвежском городке Лиллестром мэрия однажды провела эксперимент с выплатой «обратного налога», который заключался в том, что все, кто передвигался по городу не на автомобиле, получили чек на 100 крон (около 10 евро). Мелочь, а приятно! «Обратный налог акцентирует внимание жителей города на важном факте – что ходить пешком или ездить на велосипеде выгодно для всех», – отметил мэр города Оле Якоб Флэтене. Лиллестром, кстати, уже трижды награждался званием самого «велосипедного» города страны. «Обратный налог» был разовой акцией, призванной привлечь внимание к проблеме и внести свой вклад в изменение транспортных систем европейских городов.

Вежливость к природе и человеку

Как видим, способов уменьшения числа автомобилей на дорогах немало. Однако совсем избавляться от них нецелесообразно и неправильно. Главное – уменьшить вред, который машины наносят здоровью человека и природе. Европейский союз ведет борьбу за сокращение вредных выбросов в атмосферу уже довольно давно и достаточно успешно. По многим направления – от снижения национальных квот в рамках Киотского протокола до развития новых, экологически чистых технологий. Электромобили, автомобили на биотопливе и других возобновляемых энергоносителях еще 10 лет назад на международных автосалонах демонстрировались в основном в качестве концепт-каров, далеких от массового конвейера.

5038401715_4ed119216b_o

Однако со временем ситуация в корне изменилась, и большинство крупных автоконцернов запустили серийное производство как минимум одной модели электрокара. Многие из них собираются в ЕС и уже неплохо продаются (Smart ForTwo Electric Drive, Renault Zoe, BMW i3 и другие модели), несмотря на довольно высокую цену по сравнению с их топливными братьями. Чтобы дать толчок развитию экологически чистого автопрома, правительства принимают особые стимулирующие меры, поддерживают как автоконцерны, так и покупателей электрокаров, развивают сети подзарядных станций, создают необходимую инфраструктуру. Работы много, но постепенно дело движется.

6684073429_3ef761ec2d_b

Урбанистическая среда может быть достаточно жесткой к человеку, однако в наших силах сделать так, чтобы «бетонные джунгли» стали более уютными и хотя бы в какой-то степени напоминали природный ландшафт. Интересен опыт столицы Испании, где на месте 12-километровой трассы, которая проходила через город, появился парк Madrid Rio. 14229365553_c63b5a8ea3_kШоссе при этом никуда не делось, просто его спрятали в туннель, а освободившаяся территория и прилегающие участки, ранее заброшенные или застроенные промышленными зданиями, стали одним из самых больших общественных пространств города. Новые парки связали уже существовавшие вдоль реки Мансанарес бульвары и набережные. Работали над парком испанские и голландские архитекторы из бюро West 8. Кроме территорий для променадов здесь построены 12 спортивных зон, включая гору для скалолазов, детские площадки и пляжи, а также ботанические сады и велодорожки общей протяженностью 30 км.

2610373499_ddafa7450d_zНе менее важно – быть «вежливым» в отношении всех жителей, особенно тех, кто ограничен возможностями здоровья. Создание удобной, безбарьерной, инклюзивной среды для всех категорий граждан – один из приоритетов для всех стран ЕС. Ежегодно 3 декабря в День людей с ограниченными возможностями Еврокомиссия вручает премии Access City Award лучшим городам с самой развитой инфраструктурой для инвалидов. В этом году тройка лидеров выглядит так: Борас (Швеция), Хельсинки (Финляндия) и Любляна (Словения). С 2010 года на получение премии были номинированы 189 европейских городов.

«Умные» дороги  

Важным заделом на будущее в решении транспортных проблем и создании «вежливых» и комфортных городов являются всевозможные высокотехнологичные разработки, которые можно объединить под одной категорией – информационно-транспортные системы (ИТС). Это и системы автомобильной информации и связи, и многофункциональные  транспортные порталы, которые много лет очень успешно работают на благо «улиц», анализируют потоки движения при помощи датчиков и маяков, публикуют в режиме онлайн данные о трафике и предлагают маршруты объездных путей. К сервисам для водителей относятся также динамические дорожные указатели и табло, которые информируют водителя о плохих погодных условиях, загруженности на дороге. Кроме того, во многих европейских городах работает система помощи при парковке, которая не только выдает информацию о наличии свободных мест, но и подсказывает адреса ближайших стоянок.

London traffic lights - t2iКроме того, ИТС помогают найти неправильно припаркованные автомобили, организовать быструю эвакуацию пострадавших в случае ДТП и оперативно перепрограммировать светофоры, чтобы разгрузить переполненные трассы. ИТС очень полезны и для пассажиров. Онлайн-сервисы с расписанием общественного транспорта, информационными сообщениями об обстановке в городе – все это давно уже норма для европейских жителей. Так, к примеру, в британском Лестере можно узнать о причинах задержки автобуса, отправив SMS-запрос. Специальные сервисы разработаны и для пешеходов: пожилой человек, например, может поднести смарт-карту к считывателю светофора — и зеленый свет будет гореть ровно столько, сколько требуется маломобильному человеку для перехода улицы.

14349872903_0b7d1e0305_oСовсем скоро, видимо, Европа выйдет на новый уровень «умных» дорог. Очень интересен с этой точки зрения проект Smart Highway от голландских студий Roosegaarde и Heijmans Infrastructure, которые работают над созданием автострад, способных меняться в зависимости от внешних условий. «Умные» шоссе умеют экономить электричество (освещение включается только тогда, когда проезжают автомобили), предупреждать о ветре, дожде, снеге, сообщать о ДТП впереди и пробках. И еще из области фантастики: шоссе Smart Highway посредством индукции сможет заряжать аккумуляторы электромобилей, едущих по ней! Судя по тому темпу, с которым развиваются технологии, все эти инновации станут привычным делом буквально… завтра.

logo