Евротренд

Высшая урбанистика: опыт Брюсселя и Мальме

Урбанистический опыт Брюсселя и Мальме стал отличным примером для всех сити-менеджеров, чьи города еще стоят в пробках и задыхаются от вредных выбросов. Столица Бельгии и третий по величине город Швеции в этом году удостоились престижной премии в области устойчивой городской мобильности European Sustainable Urban Mobility Awards.

Брюссель: улицы для людей, а не для грузовиков

Растущий при хорошей экономике спрос на пассажирские и грузовые перевозки неизбежно приводит к заторам и загрязнению окружающей среды в городах. Причем, по оценкам экспертов, 40% загрязнения воздуха и шума приходятся именно на транспортировку товаров. Брюссель предложил свое решение этой проблемы, с которой борются правительства и транспортные департаменты муниципалитетов во всех странах ЕС.

Городские власти Брюсселя ввели новый стратегический план грузовых перевозок, который отлично вписался в программу городской мобильности. Задача проекта LaMilo («Последняя миля») — изменить поведение частных фирм, операторов из государственного сектора и потребителей, объединив специалистов всех сегментов индустрии грузовых перевозок.

Теперь в Брюсселе действует единый логистический центр, который курирует отправку розничных товаров по всему городу через систему «перехватывающих центров». Вместо больших и шумных фур — велосипеды, минивэны, компактные микроавтобусы и небольшие грузовики: выбор транспортного средства зависит от характера груза. Преимуществ у этой системы много.

Прежде всего, теперь большегрузы не создают пробок на дорогах: логисты тщательно прорабатывают и время доставки, минуя часы пик, и маршрут, охватывая сразу несколько заказчиков в одном районе. Снизился уровень шума в городе. И самое главное, сократилось количество вредных выбросов. Странами-партнерами этого проекта уже стали Нидерланды, Германия, Франция, Великобритания, Ирландия и Люксембург. А общий бюджет составил 7,3 миллионов евро. Как говорят сами создатели проекта, LaMilo делает город чище, здоровее и безопаснее.

Фото: Nicola / Flickr

Впрочем, у властей бельгийской столицы есть еще более амбиционные цели. Недавно была принята стратегия Брюссель-2040, которая позволит создать город с развитой транспортной системой и комфортными общественными пространствами — парками и скверами. Кроме того, в Брюсселе уже запретили дизельные автомобили, произведенные до 1998 года: эта мера начнет действовать в следующем году.

Первая «Европейская неделя мобильности», в рамках которой горожан призывают отказаться от частного транспорта и пересесть на общественный, прошла в Брюсселе еще в 2002 году, и с тех пор ежегодно проходит «День без автомобиля»: с 9.00 до 19.00 вводится запрет на движение частных авто, единственное исключение делается для общественного транспорта и такси, но с серьезным ограничением скорости — ведь на дороги выезжают велосипедисты. Но они чувствуют себя хозяевами города не только раз в году: в городе работает система велопроката с весьма демократичными тарифами: годовая карта стоит около 33 евро, недельная — 7,65, дневная — 1,6.

Фото: Miguel Discart / Flickr

Недавно было принято решение на так называемом «малом кольце» (оживленной трассе в центре Брюсселя) создать широкую велополосу в комплекте с удобным для пешеходов тротуаром. Несколько улиц, параллельных «малому кольцу», тоже будут перестроены так, чтобы дать приоритет велосипедистам, а не машинам.

Впрочем, местные жители иногда критикуют власти за недостаточное количество велодорожек и нерационально проложенные веломаршруты. Несколько лет назад неравнодушные жители Брюсселя даже записали и выложили в интернет видеоролики, в которых обратили внимание на то, что некоторые велодорожки неожиданно прерываются или вовсе упираются в деревья. Таким образом энтузиасты призвали власти более обдуманно прокладывать пути для велосипедистов.

Мальме: солнечная энергия и независимость от личного автомобиля

Шведский город Мальме готов совершить революцию и с помощью возобновляемых источников энергии уже через 13 лет добиться полной энергетической независимости. Невозможно? Только не в Швеции.

После того, как в 1980-х годах здесь пришло в упадок «градообразующее» для Мальме кораблестроение, местные власти не пытались реанимировать промышленность, а сделали ставку на зеленую экономику, инвестируя средства в альтернативные источники энергии. В итоге из некогда промышленного центра Мальме превратился в один из самых современных и зеленых городов мира.

Здесь за снабжение города электричеством и теплом отвечают солнечные батареи с мощной системой солнечных коллекторов. В 2001 году на месте бывшей промзоны с верфью и портовыми сооружениями вырос необычный жилой комплекс Vastra Hamnen – полностью автономный и экологически чистый.

Фото: Maria Eklind / Flickr

Его жители называют свой мини-город «районом будущего». Всю энергию комплекс получает от ветряных мельниц и солнечных батарей. Вырабатываемой энергии хватает для работы всей бытовой техники — стиральных машин, телевизоров, кухонных приборов, а также освещения. В этом экспериментальном доме с помощью панели управления можно регулировать уровень потребления всей электроэнергии.

Отдельного внимания заслуживает инновационная водная система. В подземном резервуаре хранится собранная зимой вода: летом ее перекачивают через тепловой насос, обеспечивая кондиционирование жилого района. Когда вода нагревается, ее перекачивают обратно в подземные водохранилища и сохраняют для обогрева зданий зимой.

Цель эксперимента – доказать, что в климатических условиях Швеции могут успешно использоваться солнечные батареи и другие возобновляемые источники энергии. Сегодня очевидно, что власти Мальме уже очень близки к цели.

Передвигаются по городу в Мальме также с минимальным ущербом природе. Например, автобусы заправляют газом, полученным в результате переработки пищевых отходов. Но, несмотря на всю экологичность, автобусы — далеко не самый популярный вид транспорта. Как и в Брюсселле, и в других прогрессивных городах Европы, в Мальме царит велосипедный транспорт. Ежедневно около 25% населения этого небольшого города (живет здесь около 322 600 человек) едут на велосипеде на работу, в школу, сад или просто катаются ради удовольствия. Так что если вы из числа любителей крутить педали, то вам на берег пролива Эресунн — вливайтесь в этот многотысячный поток!

Правда, так было не всегда. Чтобы привить горожанам привычку к двухколесному транспорту, власти Мальме провели в 2007 году первую рекламную кампанию с лозунгом «Долой абсурдное использование автомобиля». Ее целью было показать, насколько эффективно и полезно для здоровья на не слишком больших дистанциях пользоваться не машиной, а велосипедом, а то и попросту ходить пешком: тем более что около половины поездок на автомобиле в пределах города — короче пяти километров.

Фото: Maria Eklind / Flickr

Внимание к акции привлекали с помощью объявлений, брошюр, велосипедных трипов в час пик и подарков. Кампания охватила 50% населения, и 10 000 жителей в итоге сделали выбор в пользу велосипеда. Со своей стороны, власти города создали условия для безопасного движения: в Мальме сегодня — 400 километров велосипедных дорожек, причем у каждой есть свое имя, чтобы было легче найти нужную по GPS. За последние годы власти вложили в строительство велотрасс и парковок 47 миллионов евро, и в 2012 году Мальме даже удостоился звания города с лучшей велоинфраструктурой в Европе. Инвестиции в эту сферу местные власти считают важнейшей составляющей перехода к зеленой экономике.

Популярен в городе еще один, пожалуй, самый экологичный и полезный способ передвигаться — пешие прогулки, благо парков и зеленых зон здесь предостаточно. Можно пройтись до старинного замка с музеями Мальмехус, отдохнуть в парке, покататься на скейте или перекусить в уличном кафе. Или же последовать примеру местных жителей, которые любят устраивать пикники в Пилдаммспаркене рядом с благоухающим садом и идиллическим видом на пруд.

С идеей «устойчивой мобильности» западноевропейские урбанисты выступили 30 лет назад. По их мнению, качество жизни на одну треть зависит от состояния городской и региональной мобильности. Брюссель и Мальме доказывают эту теорию на практике.


Материалы по теме:

Город-сад на месте угольной шахты
Счастливый город Торриш-Ведраш
Получить больше, потратить меньше
«Зеленая» экономика в масштабе города
Город с «зеленой» душой: Любляна