29.10.2015

«Я не цифровой человек»

В первой части интервью профессор Лейденского университета Адриаан ван дер Веел (Нидерланды) констатирует, что повсеместная «дигитализация» приводит к трансформации мышления. Можно ли научиться контролировать тягу к постоянному «скроллингу» лент соцсетей, делая выбор в пользу качественного чтения? Сам Адриаан ван дер Веел, кстати, признается, что всегда одновременно читает несколько десятков книг. Как это возможно? Своим опытом профессор делится в беседе с главным редактором «Европульса» Ольгой Сарухановой.

Интересно, а у вас есть аккаунт в Facebook, Twitter? Вы «скроллите»?

Нет, у меня нет ни того, ни другого. Правда, есть Linked In – но это для профессиональных контактов. И я никогда не делаю постов, не пишу ничего в соцсетях. Для этого есть причина: чтобы изучать какую-то сферу, надо наблюдать ее немножко со стороны. Если бы я был сильно вовлечен в сетевую жизнь, то не смог бы быть объективным. Пару месяцев назад у меня появился смартфон, но я пользуюсь им, в основном, в поездках. Удобно скачать карту, быстро что-то найти в интернете. Для работы у меня есть ноутбук. Но я все же не «цифровой человек».

Еще лет 20-30 назад Россия считала себя читающей страной. Сейчас уже, положа руку на сердце, такое утверждение вряд ли будет правдой. А насколько чтение популярно в Европе? Что читают жители европейских стран? Люди вообще стали читать больше или меньше в цифровую эру?         

Adriaan1
Адриаан ван дер Веел

Здесь нужно точно понимать, что мы имеем в виду под «чтением». Если считать просто количество символов, не учитывая качество текста, то люди, определенно, стали читать намного больше. Опять же – интернет, реклама, вывески, бегущие строки, смс-сообщения – текстовая информация буквально окружает нас повсюду. В этом смысле мы стали больше читать и больше писать (e-мейлы, посты в соцсетях, комментарии и т.д.). Но если говорить о традиционных книгах и другой печатной продукции, то этот сегмент идет вниз.

Качество чтения тоже меняется. Нам все труднее усваивать длинные тексты, аргументированные статьи. А значит, труднее самим обосновывать взаимосвязи, делать выводы. Приведу в пример моих студентов: они пишут свои работы, эссе, как посты в соцсетях: просто перечисляя факты один за другим, рассказывая истории. Многие испытывают сложности с аргументами, выводами, нахождением причинно-следственных связей. Опять же, я не говорю, что это плохо. Просто мышление меняется. Культура не умирает, но она движется в новом, неизведанном направлении.

Не могу не спросить: на ваш взгляд, станут ли цифровые медиа, электронные носители информации «убийцами» традиционных бумажных книг?

Скорее всего, нет. Во всяком-случае, еще долгое время, пока книги будут присутствовать в школах, в университетах, этого не случится. С точки зрения образовательного процесса бумажные книги намного удобнее: например, сложно на «десктопе» компьютера открыть сразу 10 книг (это надо постоянно переключаться между окнами), чтобы писать реферат, научную работу по какой-либо теме. А в библиотеке можно разложить на столе множество изданий на нужных страницах, одновременно считывая со всех, складывая пазл в единую картину. Пока, на мой взгляд, у бумажных книг есть немало преимуществ, которые трудно воспроизвести в цифровом варианте, но, кто знает, технологии развиваются так стремительно, что, возможно, через несколько нет ситуация кардинально изменится.

Когда появилось телевидение, некоторые тоже полагали, что оно «убьет» газеты и радио, но все же этого не произошло.

Да, но все же некоторые технологии постепенно сходят со сцены. Например, телеграф. Кто сейчас шлет телеграммы? Люди намного меньше стали пользоваться телефонной связью, и вместо разговоров мы постоянно пишем сообщения, электронные письма друг другу.

Возвращаясь к бумажной книге. Ей ничего не грозит в глобальном смысле, пока в семьях, в школах, в библиотеках, в магазинах они будут присутствовать. Ведь если ты не видишь книг вокруг, то шанс, что ты их когда-нибудь купишь, стремится к нулю, верно?

9035431576_85338e6dda_bДети должны, как минимум, видеть книги, брать их в руки, листать. Здесь ключевую роль играют образовательные учреждения, школы и, конечно, родители. Личный пример родителей – самый эффективный способ заинтересовать ребенка чтением книг. Если ребенок знает, что у родителей есть книги, они их читают, считают их важными, то все нормально. Кстати, исследованиями доказано: есть корреляция между размером домашней библиотеки и экономическим успехом семьи. То есть это не причина и следствие: если у вас тысячи книг дома, это не означает, что вы обязательно миллионер. Но взаимосвязь есть – факт.

Но ведь еще имеет значение, что именно читать. Во всех странах, в том числе европейских, по статистике, больше всего читают бульварные романы и детективы. Будем откровенными, это увлекательное, но далеко не самое качественное чтиво, беллетристика.

Согласен, хотя по большому счету любые книги заставляют наш мозг работать. Читая детективную историю, мы гадаем, кто же окажется главным злодеем, анализируем поступки, слова героев, пытаемся предугадать ход событий. Романтическая история учит считывать невербальные сигналы, понимать тонкости чувств и поступков, разбираться в людях, переносить этот опыт из жизни персонажей в реальность. Это уже не так уж плохо, верно?

adriaan3А вы что читаете сейчас? Сколько вы прочитываете книг в месяц, в год?

Я читаю сборник эссе Грэма Грина. Это один из моих любимых писателей, кстати. Но вообще-то обычно у меня около 30-40 книг в режиме чтения. Параллельно. Некоторые из них я не дочитываю – я из тех, кто предпочитает не тратить время на неинтересную или плохо написанную книгу. Хорошие, важные книги я обычно читаю быстро. К некоторым возвращаюсь в разное время. Сколько всего можно прочитать книг за всю жизнь? Около трех-четырех тысяч, наверное, если читать много. А сколько их публикуется в мире каждый год? Мне важно в этом море находить что-то действительно ценное. И часто это происходит случайно.

Что же для вас чтение?

Во-первых, это вызов для мозга, для мышления. Возможность проникнуть в умы других людей. Прожить много жизней, если хотите. Рассказанные истории, мысли других людей, персонажей делают нашу жизнь богаче.

Как понять, стоит ли та или иная книга того, чтобы ее дочитать до конца, или это пустая трата времени?

Очень сложный вопрос. Иногда ты не можешь оторваться, потому что книга написана великолепным языком. Порой цепляют идеи, сюжет, стиль. Я не знаю, как понять, нужно ли дочитывать книгу. Ты просто читаешь и не можешь остановиться или откладываешь ее в сторону.

logo