17.02.2010

Ярмарка «Мелочёвка» — европейская традиция круговорота вещей в народе

Европейская традиция распродаж одежды в стиле «garage sale» или «vide-greniers», как это называют во Франции, теперь и в России: подобная акция прошла 13 февраля в Москве (читайте о новом культурном центре «Флакон»). Ищете винтажный свитер с Микки Маусом или антикварные ботинки? На ярмарке «Мелочевка» можно найти и не такое!

Второе рождение

Дизайн-завод «Флакон», некогда бывший безликим осколком фабричного прошлого, постепенно обретает новую жизнь. В октябре 2009 года здесь прошла первая игра «Город будущего», организованная Британским Советом. Ее цель – преобразовать скучное и серое помещение в привлекательный культурный центр, сделать «Флакон» творческой площадкой для жителей Бутырского района. Анна Манюк, директор по развитию Дизайн-завода «Флакон», подчеркнула, что после той игры ей стали поступать интересные предложения по организации культурных программ на территории «Флакона». Ярмарка «Мелочевка» оказалась одним из них и стала весьма успешной — людей пришло очень много.

Как говорят сами организаторы этого вещевого круговорота, «Мелочевка» — это не обычная барахолка и не дизайнерский маркет: «В крупные магазины меньше, чем с 10 тысячами рублей не сунешься. Эта ярмарка мне нравится тем, что здесь нет снобизма. В то же время это и не трэш- рынок с вещами на выброс. Это встреча близких по духу людей, где на тысячу рублей можно и поесть, и развлечься, и купить какую-нибудь полезную вещь в дом».

Арт-базаров и рынков в Москве хватает, но все они пропитаны коммерческим духом и скукой. А здесь по-европейски весело и душевно. Это как раз то, чего так долго не хватало российской столице!

От младенцев до бабушек

Первая «Мелочевка» прошла в августе 2009 года прямо во дворе завода «Красный Октябрь». Второй раз место проведения было перенесено в теплые стены Дизайн-завода «Флакон». В этом году 13 февраля с 13:00 и до самого вечера помещение превратилось в импровизированный рынок, но были существенные отличия от спонтанных и неприглядных барахолок. Здесь звучала музыка, на большом экране крутили мультфильмы, а продавцы угощали посетителей пирогами собственного приготовления и горячим глинтвейном. Некоторые пекли хлеб прямо не отходя от прилавка.

Кому это может быть интересным? Организаторы говорят, что не хотели собирать здесь только элиту. Поэтому на «Мелочевке» были мультипликаторы, архитекторы, фотографы, деловые люди, праздношатающиеся студенты и даже пенсионеры.

Вот у вешалок с одеждой в синей жилетке стоит девушка-продавец и продает дизайнерские платья и сарафаны по 500 рублей: «У меня шкаф уже не закрывается от вещей, а эти вот совсем новые, несколько раз всего одела». Оказалось, она еще учится в школе и тем не менее решила поучаствовать в этом серьезном эксперименте. Рядом стоит ее мама, они вместе угощают гостей венгерским пирогом, и говорит, что дочь сама его испекла. Слово за слово, и выясняется, что у них в роду были венгры. Если внимательно поискать, то на «Мелочевке» можно найти и пиджак от английской «хулиганки» Vivienne Westwood, и недорогие джинсы китайских концептуалистов из JNBY. Самыми запоминающимися оказываются вещи из «бабушкиного сундучка», модные кофточки из 1960-х, а также же self-made вещи, например, самодельные шарфы в виде кос. Девушка, которая продавала эти шарфы, сообщила, что деньги за интересную идею она себе не возьмет, и все вырученные средства передаст в детский дом. Это уже стопроценто по-европейски…

На «Мелочевке» был открыт благотворительный уголок, где каждый мог отдать вещи тому, кому они нужнее. Ксения Кушнаренко, одна из организаторов акции, делится с «Европульсом» своими впечатлениями: «Нам крайне импонирует, что с каждым разом на «Мелочевке» отзывчивых людей все больше и больше. Все больше участников проникаются концепцией безвозмездной помощи. Кроме этого, мы по согласованию с управой Бутырского района распространяли буклеты с информацией для доноров от местной станции переливания крови».

В ожидании весны

Сейчас идет обсуждение третьей по счету «Мелочевки», которую планируют провести в мае 2010 года и задействовать не только здание «Флакона», но и открытые пространства вокруг него. В следующий раз организаторы собираются разнообразить ярмарку образовательными семинарами, грилем на открытом воздухе, одним словом, использовать все возможности отдыха на улице. Среди необычных задумок Дизайн-завода «Флакон» также возрождение весенних субботников и озеленение близлежащих территорий. По словам Анны Манюк, сейчас как раз идут переговоры с администрацией района по этим вопросам.

Принять участие в «Мелочевке» может каждый, для этого достаточно внести 500 рублей в кассу организаторов – и можешь попробовать себя в качестве продавца! Главное требование к продаваемым вещам –стильность. Организаторы сожалеют, что пару раз все же пришлось отказать продавцам в участии именно из-за наличия безвкусных предметов одежды. Но к следующему мероприятию система вещь-контроля будет продумана так, чтобы на ярмарке было только все самое отборное.

Родом из Европы

Идея таких спонтанных распродаж зародилась в США в 1950-х годах. Почти сразу она стала популярна в европейских столицах, особенно в 1968 году, после социальных протестов против затянувшейся войны во Вьетнаме. Молодежь, уставшая от тотального потребления и жаждущая социальных преобразований, искала свободных от условностей форм отдыха и сотрудничества. Париж стал центром таких «vide-greniers» . Сегодня они проходят в рок-баре под названием «Le Motel», в кафе «Le Pop In», психоделичном ресторане «Les Combustibles» и в других местах. Устроители распродаж говорят, что их покупатели не брезгуют носить вещи, которые до них носил другой человек.

А идея работает, потому что продавцы и покупатели знают друг друга. В Великобритании даже пишут книги о том, как правильно организовать «garage sale», чтобы и покупателям было удобно, и продавцам весело. Организаторы московской «Мелочевки» говорят, что при подготовке ярмарки ориентировались именно на европейские тренды.

Блог ярмарки «Мелочёвка»

Сайт Дизайн-завода «Флакон»

logo