Евротренд

Язык вражды без границ: как в Европе борются с агрессией в интернете

В Германии с 2016 года действует проект No Hate Speech Movement, созданный для снижения уровня агрессии в сети. Куратор проекта Зина Лаубентштайн рассказала «Европульсу» о том, много ли в интернете хейтеров, кого они предпочитают преследовать, как в Европе пытаются противостоять «риторике ненависти» в онлайне и что делать в случае, если вы столкнулись с ней лично.

Агрессивное меньшинство

Hate speech («риторика ненависти») существовала всегда – хейтеры не появились вместе с Интернетом. Однако интернет в разы увеличил охват аудитории риторики ненависти и скорость развития таких дискуссий.

— В 2016 году благодаря исследованиям выяснилось, что всего примерно 5% пользователей интернета постят более 50% всех комментариев, — говорит Зина Лаубенштайн. — Полные ненависти к определенным группам высказывания начинают считаться нормой, если их много и они не встречают отпора. Важно не забывать, что агрессоры представляют собой меньшинство. И надо помнить о молчаливом большинстве и обращаться к нему.

Кроме того, благодаря Интернету ненависть получила возможность выражать себя в режиме 24/7.

— Ты ложишься спать, а утром видишь, что за ночь появилось множество новых комментариев с выражениями ненависти. Ты не можешь поставить дискуссию с хейтерами на паузу. Поэтому так важно быстро удалять ненавистнические комментарии и блокировать агрессоров, не давать конфликту разгореться.

Зина Лаубенштайн – © Inga Heidland / Neue deutsche Medienmacher

Запрет «риторики ненависти» на уровне законодательства: цензура ли это?

Говорят, что законодательное преследование за «язык вражды» — это цензура, но на самом деле все ровно наоборот: как раз присутствие «хейтеров» в интернете приводит к тому, что разнообразия мнений в сетевом пространстве становится меньше. Исследование 2016 года показало, что 75% людей уже сталкивались с риторикой ненависти в интернете, в результате чего 48% пользователей теперь испытывают сомнения перед тем, как ввязаться в какую-либо дискуссию.

В 2016 году был принят Кодекс поведения против незаконной риторики ненависти в интернете, с правилами которого согласились Facebook, Microsoft, Twitter и YouTube. В 2018 году к ним присоединились Instagram, Google+, Snapchat и Dailymotion. Это важный документ, но, как говорит Зина Лаубенштайн, он регулирует только ту часть контента, которая связана с открытыми призывами к насилию, совершению терактов и тому подобному. Из всего объема хейтерских комментариев под действие этого регулирования попадает около 10%.

С одной стороны, администрации Facebook, Twitter и других киберкорпораций получили много власти (возможно, слишком много, считает Зина Лаубенштайн) в регулировании контента. С другой стороны, в борьбе с риторикой ненависти критически важной становится скорость удаления подобного контента из сети, а официальные европейские структуры не обладают возможностями сделать это быстро. Дилемма стоит так: или разбирать каждый комментарий отдельно, чтобы удалять его по суду, или позволить частным компаниям регулировать контент принадлежащих им площадок по своему усмотрению.

Немецкий подход

Сейчас в Европе действует более 40 национальных проектов, подобных немецкому No Hate Speech Movement, которые занимаются исследованием риторики ненависти в сети и противодействием ей.

В Германии реакция на риторику ненависти особенно болезненная. Это связано с прошлым страны. Поэтому законодательство в этой области более жесткое, чем в других странах Европы. В частности, в январе 2017 года был введен в действие закон о регулировании сети, согласно которому интернет-платформы могут получить штраф до 50 миллионов евро, если не будут противостоять человеконенавистническим высказываниям. Каждые полгода крупные платформы должны публиковать доклады о состоянии дел по борьбе с языком вражды. Этот же закон позволяет применять штраф до 5 миллионов евро к физическим лицам — менеджерам компаний.

Закон был широко раскритикован и в Германии, и в мире — Зина Лаубенштайн считает, что он может привести к ограничению свободы слова. Кроме того, документ дает частным компаниям еще больше власти. Они вынуждены сами решать, что является легальным, а что нелегальным контентом, и решать стремительно.

Сотрудники проекта No Hate Speech Movement обсудили этот вопрос с одним из немецких юристов. Он сказал, что на заключение о том, является или нет некое высказывание риторикой ненависти, у юристов уйдет около 6 месяцев. Потому что язык быстро меняется, меняются нормы допустимого. За неделю адвокат не сможет дать заключение, какое высказывание расистское, а какое нет. Между тем, Facebook и другие платформы сносят неугодный контент буквально за часы.

Наконец, этот закон регулирует только крупные соцсети, а хейтеры прекрасно себя чувствуют и на мелких форумах или в разделах для комментариев СМИ.

Хейтеры дают трафик

Интернет-платформы в отношении к хейтерам находятся в странной позиции, говорит Зина Лаубенштайн. Закон требует от них удаления агрессивных высказываний, но риторика ненависти повышает кликабельность сайтов, увеличивает трафик за счет пылких дискуссий и вовлечения в тред большого числа людей. Риторика ненависти стала частью бизнес-модели крупных интернет-ресурсов.

— Я за то, чтобы информационные сайты стали менее кликбейтовыми; за то, чтобы баланс власти в сети сдвигался в сторону добропорядочного большинства и тех, на кого хейтеры нападают, — говорит Зина Лаубенштайн.

На кого чаще всего нападают хейтеры

Чаще всего жертвами агрессии в сети становятся представители ЛГБТ-сообщества и женщины. Согласно проведенным в 2016-2017 годах в Европе исследованиям, далее в этом печальном рейтинге следуют мигранты, цыгане и люди иного, чем белый, цвета кожи.

Статистика показывает, что если на женщин хейтеры в 11% случаев нападают исключительно из-за их гендерной принадлежности, с мужчинами такое случается только в 5% случаев. Когда белые мужчины становятся жертвами агрессии в сети, это чаще всего связано с их политическими или религиозными воззрениями.

Но самое большое количество ненависти в сети, подчеркивает Зина Лаубенштайн, получают ЛГБТ-активисты.

Встреча с хейтером: личный опыт

Когда Зина Лаубенштайн начала работать в проекте No Hate Speech Movement, она столкнулась с хейтерами лично.

— Было очень много злых комментариев. Люди приходили на сайт, посвященный борьбе с сетевой агрессией, и агрессивно нас атаковали. Изображали нарочитое непонимание того, чем мы занимаемся. После того, как на сайте опубликовали мое имя и фотографию, нападки стали намного более личными. Хейтеры приходили в мои личные аккаунты. Издевались над моим внешним видом, над тем, как я говорю. Так же нападали и на моих коллег.

Сотрудникам проекта угрожали, что на офис будет совершено нападение. Сообщение об угрозах было передано в полицию. Трех авторов подобных комментариев нашли и привлекли к ответственности. Но трое — это лишь малая доля всех хейтеров, обрушившихся на сайт проекта, уверена Зина Лаубенштайн. Она объясняет это такой небольшой «улов» тем, что работа с сетевыми агрессорами для полиции относительно нова.

Офис организации в Берлине находится под постоянной охраной из-за угроз хейтеров.

Основные приемы сетевых агрессоров

Проект No Hate Speech Movement составил список наиболее распространенных приемов хейтеров:

1. Комментарий, меняющий тему беседы.

2. Whataboutism («вотэбаутизм», в буквальном переводе – «ачтонасчет». Это прием, который у нас обозначают выражением «Зато в Америке негров линчуют»). Пример: к посту, в котором рассказывается о какой-либо ошибке или преступлении «правого» политика, приходит комментатор и начинает агрессивно рассказывать об ошибках и преступлениях «левых».

3. Фейковые данные, фейковая статистика, якобы подтверждающая утверждение хейтера.

4. Хейтерский спам: в треде много раз размещается одна и та же ссылка или один и тот же ненавистнический комментарий.

Как бороться с хейтерами?

1. Попробуйте отнестись к агрессивному комментарию с юмором и перевести разговор в юмористическую плоскость.

2. Помните, что вы говорите в присутствии «молчаливого большинства». Обращайтесь к нему, а не к хейтеру.

3. Требуйте ссылок на источник данных, которые приводит хейтер.

4. Идентифицируйте риторику ненависти как таковую. Не позволяйте хейтерским нападкам сойти за нормальную дискуссию.

5. Не давайте менять тему разговора. Боритесь с «вотэбаутизмом».

6. Удаляйте хейтерские комментарии, блокируйте хейтеров.

Часто звучат советы игнорировать сетевых хейтеров, но Зина Лаубенштайн считает, что такие советы не работают. Если не давать хейтерам отпор, они только входят во вкус.

Проблема риторики ненависти в сети — это отражение проблемы с агрессорами и хейтерами в обществе. Пути решения Зина Лаубенштайн видит в образовании детей, молодежи и общества в целом. Например, сотрудники проекта No Hate Speech Movement приходят в школы, чтобы научить детей быть терпимыми к «другим» и уметь выслушивать чужое мнение, не срываясь в агрессию – словом, не ненавидеть тех, кто от них отличается.

 

Зина Лаубенштайн прочла в Москве лекцию в рамках совместного информационно-просветительского проекта Гете-Института и портала Colta.ru при поддержке ЕС «The Earth Is Flat – Как читать медиа?» по развитию медиаграмотности.