27.08.2015

Здания, которые объединяют людей

Меньше — значит больше. Знаете, откуда знаменитая фраза? Именно этим фундаментальным принципом, который в английском варианте звучит как «Less is more», руководствовался один из самых авторитетных европейских архитекторов XX века – Людвиг Мис ван дер Роэ. Родом из немецкого Аахена, он оставил заметный след не только в облике многих европейских городов, но и в России, и даже в США, куда он вынужден был переехать из-за прихода к власти в Германии нацистов. Он сформулировал и развил концепцию «универсального» здания, предельно простого по форме, заложил основу модернизма и минимализма в современной архитектуре. Именно в честь него названа главная архитектурная премия Европейского союза Mies van der Rohe Award, которая вручается каждые два года лучшим европейским архитекторам.

15 сентября 2015 года в Брюсселе пройдет открытие выставки работ всех номинантов премии этого года. «Shaping European Cities» или «Придавая форму европейским городам» — такова главная тема экспозиции 2015 года в брюссельском музее искусств BOZAR. Это самые современные, практичные, экологичные здания с оригинальным дизайном, украсившие улицы европейских столиц и малых городов. Выставку можно будет увидеть до 1 ноября, а тем временем «Европульс» рассказывает о трех последних обладателях гран-при премии.

Суть вещей

По задумке организаторов – Еврокомиссии и Фонда Мис ван дер Роэ, – премия призвана поддерживать архитектурную индустрию Европы. Ведь архитектура – это сфера, которая не только играет значительную роль в экономике, создавая рабочие места, но и является культурным феноменом. Архитекторы своим творчеством, как сформулировали в пресс-службе конкурса, «привносят красоту и силу сцепления в жизнь общества». Особый акцент делается на качество зданий и «универсальные ценности» типичных построек – в фокусе суть вещей, а не форма, как и полагал всегда сам Людвиг Мис ван дер Роэ. Премия финансируется из рамочной программы ЕС Creative Europe, поддерживающей различные инициативы и проекты в сфере искусства, творчества, литературы, дизайна и т.д. Победитель получает денежный приз в размере 60 тыс. евро и широкое признание в профессиональной среде.

В этом году в финал главной архитектурной премии ЕС было отобрано пять проектов из более чем 400 претендентов. Получился весьма гармоничный шорт-лист с точки зрения общей «духовно-эстетической функции и их диалогу с окружением»: все здания, кроме винодельни, находятся в своей исторической среде. Среди финалистов – изысканная тосканская винодельня Антинори от мастерской Archea Associati, Датский морской музей в Хельсингере (бюро BIG), Художественный музей Равенсбурга на юге Германии (бюро LRO), Студенческий центр им. Со Суи Хока Лондонской школы экономики (O’Donnell + Tuomey) и концертный зал Филармонии в польском Щецине (Barozzi / Veiga).

026_03_©Simon Menges_2000px
Филармония в Щецине

Украсить ткань города

Последний объект, построенный в Польше, и получил гран-при 2015 года. Его авторы – молодые испанские архитекторы Альберто Вейга и Фабрицио Бароцци. Раньше они строили только в Испании, и Щецинская филармония стала их дебютным зарубежным проектом. Кстати, в октябре прошлого года их проект даже получил премию президента Польши – настолько идеально он вписался в ткань города и стал его изюминкой. Старое здание филармонии сильно пострадало во время бомбежек Второй мировой войны, и спустя много лет, наконец, был найден проект, который понравился всем. И теперь в центре Щецина возвышается стремящееся в высь белое здание с острыми пиками. Стеклянные фасады новой филармонии в зависимости от освещения и ракурса меняют цвет, бликуют и как будто меняются, живут свой жизнью, словно музыка. В холодное время года этот объект культуры вполне может играть роль уютного публичного пространства, своеобразной городской площади – места, которое объединяет людей. По словам председателя жюри премии Mies van der Rohe Чино Дзукки, оно идеально подходит для Щецина, города с 400-тыс. населением, который стремится к лучшему будущему в меняющихся экономических и социальных обстоятельствах, оно «придает достоинство городской жизни» и усиливает историческую идентичность Щецина.

19896696409_6cbda232c8_k
Концертный зал Harpa в Рейкьявике

Не менее ярким и актуальным для своей «среды обитания» стал и победитель конкурса 2013 года — концертный зал Harpa в Рейкьявике (Исландия), спроектированный бюро Хеннинга Ларсена совместно с Олафуром Элиассоном. Удивительно, но в Исландии до реализации этого проекта не было большой современной концертной площадки. Теперь ее невозможно не заметить издалека – особый «кристаллический» фасад отражает солнечные лучи, играет переливами во время северного сияния – само по себе зрелище красивейшее. Здание строилось в кризис, но власти нашли средства в надежде, что появление современного, «харизматичного» объекта вдохнет новую жизнь экономику города (фойе Harpa заполнено магазинами, кафе, ресторанами) и просто улучшит настроение местным жителям. Расчет оказался верным: в Рейкьявик потянулись звезды мирового масштаба с концертами, ведь такой совершенной акустики, как на этой многофункциональной арене, практически нигде в мире нет.

5025942264_7780091b24_z
Новый музей в Берлине

А в 2011 году лауреатом премии стал британский архитектор Дэвид Чипперфильд, который получил награду за возведение Нового музея (Neues Museum) в Берлине. Задача перед ним стояла сложнейшая: построить новое здание на месте старого, сохранив при этом его исторический облик. Прежнее строение спроектировал и построил в 1843—1855 годах Фридрих Август Штюлер в стиле позднего классицизма, но во время Второй мировой оно было почти полностью разрушено и оставалось долгое время в руинах – его называли «самыми красивыми руинами Берлина». В 1986 году началась реконструкция, которую в начале 2000-х годов возглавил Дэвид Чипперфильд. Новый музей – ни много ни мало – является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

logo