Афиша В Москве

Фотографии Грациано Аричи, Клаудии Хьюидобро и др. в «Манеже»

С 17 февраля по 17 марта в ЦВЗ «Манеж» проходит выставка европейских фотографов — Грациано Аричи «Венеция. Мировая культура в лицах», Клаудии Хьюидобро «Наоборот», Кристины Гарсии Родеро «Открыв рот», Ольвье Кюльманн «Другие», Жана-Пьера Лаффона «Тревожная Америка» и других фотохудожников.

Кураторы: Ольга Свиблова, Анна Зайцева. Подробнее о выставках — на сайте Мультимедиа Арт Музея.

Венецианец Грациано Аричи — один из выдающихся фотографов-документалистов и архивистов культуры в Италии. В 2012 году он стал первым фотографом, избранным в Ateneo Veneto, престижное культурное общество, существующее в Венеции уже 200 лет. Фотографии и репортажи Аричи публикуются ведущими международными журналами. Много путешествуя по миру, он рассказывал о самых важных и интересных событиях, происходящих в Европе. В 1989 году Аричи вел фоторепортаж о демонтаже Берлинской стены, в 1994 году — освещал изменения, происходившие в крупных художественных центрах Восточной Германии. В 1995–1996 ездил в Боснию и Хорватию, доказывая, что культура и кинематограф продолжают жить и во время войны. Но выставка «Венеция. Мировая культура в лицах» посвящена родному городу Аричи и состоит из двух частей, представляя Аричи в двух его ипостасях — фотографа и коллекционера фотографии.

Клаудия Хьюидобро создала серию фотографий, в которой она переосмысляет собственную идентичность. Долгое время Хьюидобро работала манекенщицей. Став художницей, она сделала главным инструментом своего искусства именно тело, но лишила его всякой внешней искусственности. Она снимается без макияжа, на ней — очень простое платье, и она не использует при обработке своих фотографий ни цифровых трюков, ни ретуши. Все это противоположно ее профессиональному опыту, приобретенному на дефиле величайших модельеров — в число которых входят Жан-Поль Готье и Марио Валентино — и съемок у выдающихся фэшн-фотографов. Проект «Наоборот» можно считать документацией перформанса. Входя в состояние, схожее с трансом, художница то заставляет свое тело сливаться с фоном и превращает его в абстракцию, то вступает в схватку с пространством — и силой своих мышц, словно поднимая потолки и раздвигая стены, отвоевывает у него собственное пространство свободы (на основе текста Наташи Волински).

«Открыв рот» — первая ретроспективная выставка Кристины Гарсиа Родеро. Она выстроена тематически и охватывает все творчество Родеро — от первых работ конца 1970-х до наших дней. На выставке представлено более пятидесяти фотографий, отобранных из тридцати тысяч негативов. Идею выставки Родеро вынашивала более 40 лет, и ей хотелось, чтобы зритель замер перед ее работами «с открытым ртом» — точно так же, как это делают герои ее снимков. Работая над репортажами, Родеро делает огромное количество снимков. С годами у нее накопилось множество негативов, на которых люди зевают, кричат, удивляются, хохочут, испытывают острую боль. В общем, в ее архиве собралась критическая масса ситуаций, в которых человек открывает рот. Этот сквозной сюжет ведет нас через 40 лет карьеры фотографа: из ее родного городка Пуэртольяно в Ла-Манче в самые дальние уголки земного шара, затерянные вдали от цивилизации, — или на фестиваль «Burning Man» в Неваде или «Love Parade» в Германии.

Проект французского художника Оливье Кюльманна «Другие» (2009–2012) обнажает механизмы формирования нашей идентичности. Объектом его исследования стали типажи индийского общества, но актуальность проекта не имеет ни географических, ни национальных ограничений. Изучив дресс-коды и другие «говорящие» атрибуты внешности, Кюльманн создал серию автопортретов, перевоплощаясь в разные типажи индийского общества. Эти автопортреты послужили отправной точкой проекта. В дальнейшем художник подверг фотографии цифровым и аналоговым трансформациям, разделив свой проект на 4 фазы. Кюльманн вовсе не пытается свести различные типажи индийского общества к фарсу — скорее его портреты отражают дух времени. Фиктивные жизни, сменяющие друг друга в фотоателье в Нью-Дели, не более иллюзорны, чем жизни, которые мы считаем «реальными». Формы, цвета и текстуры — это сигналы, которые мы посылаем другим — тем, от кого мы хотим отличиться. Но неизбежно подчиняясь правилам игры, мы примеряем одежду и принимаем тот образ, который для нас этими другими заготовлен. Выставка «Другие» впервые была показана в 2015–2016 году в Музее Нисефора Ньепса (Шалон-сюр-Сон, Франция).

Жан-Пьер Лаффон родился в Алжире в 1935 году. Изучал фотографию в Высшей школе искусств и ремесел в Веве (Швейцария). В 1965 году эмигрировал в США, где занялся фотожурналистикой. Вступив в агентство «Гамма», Лаффон начал освещать политические события в стране, включая выступления против войны во Вьетнаме и движение в защиту гражданских прав. В 1979 он был удостоен главной премии на международном конкурсе «World Press Photo» за первый в истории фотоочерк, посвященный использованию детского труда в мировой экономике. В 1996 году в рамках фестиваля фотожурналистики «Visa pour l’image» прошла ретроспектива Лаффона и он был награжден орденом искусств и литературы