Афиша В регионах России

Выставка «Как феникс из пепла» (Польша)

Польский культурный центр приглашает на выставку «Как Феникс из пепла. Уничтожение и восстановление Варшавы 1939-1955», которая откроется 10 ноября. Экспозиция рассказывает о городе до катастрофы, практически полностью стершей его с лица земли, и трудном пути, пройденном после этого. В мире не известно ни одной истории, подобной истории уничтожения Варшавы.

Выставка будет экспонироваться в течение месяца в корпусе S Дальневосточного федерального университета на острове Русский во Владивостоке, холл 3-го этажа. Вход бесплатный по предварительной заявке с указанием паспортных данных.

Ни одна европейская столица не уничтожалась немцами так методично. Варшава – до 1 сентября 1939 года столица Польской Республики, насчитывающая 300 тысяч жителей, бывшая центром политической, культурной и общественной жизни страны, сначала превратилась в немецкую провинцию, а после Варшавского восстания 1 августа 1944 года исчезла с лица земли по приказу руководителей Третьего Рейха. Когда 17 сентября 1945 года Красная армия и Войско польское вошли в город, Варшава была пуста и на 80% уничтожена. Она производила столь ужасающее впечатление, что звучали идеи оставить ее в таком виде в качестве памятника.

Однако воссоздание Варшавы состоялось, хоть и в специфических политических условиях. В феврале 1945 года в результате Ялтинской конференции между представителями США, Великобритании и СССР по вопросу передела территорий, мир разделился на две части: демократический запад и коммунистический восток. Польша вошла во второй лагерь, столкнувшись со всеми сопутствующими обстоятельствами. Несмотря на это именно в Варшаве впервые в истории человечества в таком масштабе восстанавливались исторические памятники, даже целые фрагменты города. Пионерский и уникальный характер этой реконструкции был оценен по заслугам в 1980 году, когда Старый город вошел в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Экспозиция уже побывала в Москве и Екатеринбурге.

Авторы: Ежи Маевски, Томаш Маркевич. Куратор: Моника Капа-Тихоцка.

Фото: Кароль Шчецински/PAP