Еврокампус

Как в Великобритании борются с буллингом в школах

Из поколения в поколение во всех школах мира хулиганы терроризировали своих однокашников-«очкариков», «рыжих», «жирных» и прочих несчастных, которые не могли дать отпор. Но сегодня буллинг во многих странах воспринимается как серьезная проблема, с которой надо бороться.

Как с ней справляются в Великобритании (в одном из лидеров по исследованиям в этой сфере), «Европульсу» рассказала Коллин Маклафлин, международный эксперт в сфере буллинга, профессор факультета образования Кембриджского университета.

И школьные хулиганы, и их жертвы хуже учатся, чем могли бы, они больше устают и склонны развивать нездоровые отношения в будущем – с семьей, с супругами, с обществом. Поэтому в Великобритании с буллингом стараются бороться с первого дня школы.

Целенаправленно это делать у нас начали в 80-х годах прошлого века. К тому времени психологи пришли к выводу, что с ребенком надо разговаривать: его проблемы ничуть не менее серьезны, чем у взрослых, поэтому ребенка надо слушать и слышать, что он говорит. Ведь, как правило, в детском саду и в школе дети воспроизводят поведение, которому их научили дома.

Самое эффективное против буллинга – очная ставка

Самая неэффективная реакция взрослых на буллинг – это публичное наказание провинившихся. Различные исследования, в том числе опросы детей, ставших жертвами хулиганов, показывают, что это не работает. А жертвам такой расклад не нравится, потому что они потом получат от обидчиков вдвойне.

С 80-х годов прошлого века в Великобритании начали разрабатывать несколько довольно эффективных практик. С проблемами в детском коллективе разбираются учителя, которые предварительно проходят специальную подготовку.

Они применяют примерно те же методы, что используются в суде при работе с преступниками и их жертвами, при мирных переговорах и на сеансе у семейного психолога.

Самое эффективное средство против буллинга – устроить «очную ставку» между нападающим и потерпевшим. Такой способ называется методом разделенной тревоги (Method of Shared Concern).

Главная цель таких обсуждений – наладить диалог между детьми. Часто хулиганы не понимают, чему подвергают своих жертв, поэтому оказаться с ними лицом к лицу в контексте откровенного разговора – это сильное впечатление, и оно, как правило, дает результат.

От «скамейки друзей» до специальных уроков в школе

Важно, чтобы дети чувствовали себя комфортно в своей среде. Например, на площадках, где гуляют младшеклассники, есть специальные «скамейки дружбы». На них может сесть ребенок, кому хочется найти товарища по играм. Учителя, которые гуляют с детьми, следят за этими скамейками и помогают тем, кто на них садится, присоединиться к другим детям.

Каждую неделю в британских школах проходит урок «персонального и социального образования» (Personal and Social Education), где помимо всего прочего обсуждаются сложные проблемы в коллективе. Иногда это абстрактные вопросы, но чаще в классе решают проблему конкретного ученика. Важно, чтобы класс занимался вместе на таких уроках – тогда все чувствуют себя командой, и это снижает риск буллинга.

Есть и специальные уроки, где рассказывают, как противостоять травле в интернете, говорят, что о таких случаях не надо молчать (многие жертвы никому не сообщают о своих проблемах).

Для словесной травли интернет, к сожалению, очень удобное место. Там можно, например, отправлять анонимные оскорбления и демонстративно не принимать «изгоя» в общие группы в соцсетях. Зато со стороны легко увидеть, какой ребенок не вписывается в коллектив. Тут важно участие родителей, вообще вовлечение их в школьную жизнь в Великобритании довольно распространено.

Помимо специальных уроков в школах обязательно есть «антибулинговые программы», которые поддерживают мир и порядок вне классных комнат. Например, во многих школах есть специальные карты (зачастую в онлайне): на них дети отмечают места, где к ним приставали буллеры. По мере того, как эта карта обновляется, учителя патрулируют новые опасные места.  Очень часто школы сами устраивают кружки взаимопомощи, где старшие ученики, которые сталкивались с травлей, рассказывают младшим, как это преодолеть.

Почему начинается буллинг?

Главная форма буллинга – это психологическое давление и унижение ребенка, а вот физическое насилие случается гораздо реже. Чуть больше психологическая травля распространена у девочек, чем у мальчиков. В принципе, уровень буллинга среди девочек и среди мальчиков примерно одинаковый, но девочки зачастую используют более изощренные способы психологического давления – знают, на какие рычаги надо нажать.

Конфликты в школе, когда в классе появляется «козел отпущения», основаны на одном – на неприятии Другого.

Эта неприязнь заложена в нас от природы – человеку свойственно бояться того, кто на него не похож.

Мои коллеги опрашивали ребят, которые признались школьным друзьям в своей гомосексуальной ориентации. Выяснилось, что не ориентация становится камнем преткновения, а непохожесть во внешнем виде, манерах и предпочтениях. Особенно это было заметно среди мальчиков. Если каминг-аут устраивал мальчик, который одевался и вел себя как остальные мальчишки, у него потом было меньше проблем, чем у необычно выглядящего подростка.

Еще больше эта проблема с «непохожестью» заметна, когда в коллективе появляется ребенок с особенностями развития. К примеру, у ребенка с аутизмом может быть совсем не та реакция на действия сверстников, которую они от него ожидают. Он, скорее всего, не ответит улыбкой на улыбку. Такие дети тоже чаще других становятся объектами насмешек и откровенной травли. Но, как показывают наблюдения, если детям сначала рассказать, что есть ребята с другими потребностями, то когда такой ребенок появляется в коллективе, его принимают спокойно.

«Другой» – не значит «опасный»

Я думаю, на свете нет ни одной страны, где не было бы подобных конфликтов в школе. И там, где система образования больше давит на детей (например, в Японии или в Сингапуре), дела обстоят хуже. Я последнее время сомневаюсь, можно ли будет когда-нибудь вообще избавиться от буллинга.

Взрослые (а за ними и дети) забывают, что Другой – не значит опасный.

В недавнем исследовании молодых людей из 20 стран мира выяснилось, что они более толерантны, чем предыдущее поколение, но с недоверием смотрят на мир. В такой обстановке антибуллинговые сеансы пригодились бы не только школьникам.

Европульс благодарит за помощь в организации интервью международную конференцию по новым образовательным технологиям EdCrunch.