Еврокампус

Век живи, век учись: как взрослые датчане получают знания, навыки и новую профессию в особенных университетах

Концепция lifelong learning (обучения на протяжении всей жизни) появилась вовсе не недавно – в Дании, например, она работает с середины 19 века. В 1844 году там появились так называемые народные университеты, созданные специально для взрослых, которым хочется учиться дальше.

В них может учиться любой человек (и датчанин, и иностранец) старше 17,5 лет. Нет ни верхнего возрастного ограничения, ни вступительных экзаменов, ни оценок и дипломов. Фиксированной программы тоже нет. Зато есть возможность получить уникальный опыт и понять, чем тебе нравится заниматься и что у тебя получается – очень важный вопрос для выпускников школ. А также для пенсионеров, людей, переживающих кризис среднего возраста, не работающих женщин с подросшими детьми и так далее.

Сегодня в Дании работает 70 народных университетов, причем они распределены по всей стране, а не концентрируются в крупных городах, как обычные вузы. Каждый год в них учится около 40 тысяч человек. Как правило, студенты здесь проводят от 4 до 10 месяцев. Они живут все вместе в самих школах. Это практически обязательное условие – вне кампуса живут всего 15% учеников. Они не только учатся вместе, но и готовят, убирают, устраивают вечеринки, а еще поют по утрам.

Дискуссии, неформальное общение и совместный быт

Своим появлением народные университеты (или, как их еще называют, народные школы) обязаны Николаю Фредерику Северину Грундтвигу. За пределами Дании он известен немногим, но в собственном отечестве его почитают как основоположника национального самосознания. 

Грундтвиг жил на рубеже XVIII и XIX веков, был поэтом и переводчиком, историком, парламентарием, при этом носил сан священника (после многих лет в церковной иерархии он фактически основал датский вариант протестантизма) и писал церковные гимны.

Этот многосторонний человек утверждал, что сила и благополучие государства зависят в первую очередь от благополучия его жителей, всех и каждого (в те времена эта идея была поистине революционной).

А чтобы жители были успешными и благополучными, их необходимо просвещать.

Движение народных университетов стало своеобразным противовесом господствующей тогда (и только сейчас начавшей меняться) системе образования. Вместо книг основным источником знания становился учитель, который при этом был не непререкаемым авторитетом, а участником равноправного диалога с учениками. 

Поощрялись дискуссии и неформальное общение. Не менее важной составляющей учебного процесса провозглашался совместный быт, а не только «протирание штанов» за партами.

Конечно, формальное образование никуда не делось, но народные университеты стали отличным дополнением этой системы, и за годы своего существования укрепились как полноправный общественный институт. 

Идея народных университетов зародилась в 1830-х годах, а уже в 1844 открылся первый такой университет в Реддинге, на юге Дании. В последующие десятилетия народные университеты проникли в соседние скандинавские страны. Благодаря этой традиции появилась, например, специальная школа гражданских прав для женщин в Швеции.

Семь видов народных университетов

Если во времена Грундтвига упор в народных университетах делался на толковании священных текстов христианства и изучении родного языка, истории и конституции, то современные университеты предоставляют куда более широкий выбор дисциплин. 

70 народных университетов, существующих сегодня в Дании, делятся на 7 видов.

Больше всего «классических» университетов, где можно выбрать одну дисциплину (скажем, журналистику) или несколько (например, общественные науки). 

Религиозные корни народных университета никуда не делись и дали старт новому направлению – это так называемые духовные народные университеты. В них изучают Библию и обсуждают, как понимать Священное писание в современном мире.

Третий вид – это лайфстайл-университеты. Здесь особый упор делают на понимании того, как на жизнь человека влияет его рацион, спорт, распорядок дня, а также учат ставить себе цели и добиваться их. Впрочем, более традиционные дисциплины здесь тоже преподают.

Есть и чисто спортивные университеты. Здесь половина курсов связана с физическим развитием (это могут быть как практические занятия, так и теоретические, например, анатомия и физиология). Вторая половина курсов к спорту не имеет отношения, это могут быть основы права, кулинария, литература, и так далее.

Существует несколько специализированных народных школ. В них все занятия посвящены одному предмету, но рассматривают его с разных сторон. Например, кино – обучаясь там, можно углубиться в историю кино разных стран, научиться кинокритике или попробовать себя в роли режиссера. Среди других тематических университетов есть посвященный дизайну, изобразительному и современному искусству и другие.

Наконец, два последних типа отличаются от остальных тем, что принимают людей только определенного возраста. Есть университеты только для молодежи. Чтобы там учиться, надо попадать в возрастную группу от 16 до 19 лет (в эти университеты принимают более юных учеников, чем в остальные). Здесь основной упор делается на то, чтобы «примерить» на себя разные профессии.

И, наконец, существуют университеты для пожилых людей. Особенностей в программе у них нет, но сами курсы здесь, как правило, короткие — всего по несколько недель. Зато они работают круглый год, в отличие от других народных университетов. Благодаря этому студентов старшего возраста становится все больше. По данным 2019 года на слушателей старше 50 лет пришлось 57% всех учеников. Подавляющее большинство проводит в народном университете 1-2 недели.

Программа и место импровизации

В народных университетах существует два вида программ: долгосрочные, продолжительностью до целого учебного года (40 недель), и краткосрочные, до 8 недель. Первые — более традиционные. Их предлагают все народные университеты, а записываются на них в основном молодежь, выпускники школ или вузов. Краткосрочные курсы подходят тем, кто не может надолго выпасть из жизни.

Здесь можно встретить учеников всех возрастов, а некоторые университеты даже предлагают особые краткосрочные курсы — например, для семей или только для бабушек и дедушек с внуками.

Вне зависимости от типа программы у студентов обычно 28 учебных часов в неделю. Но фактически день расписан с утра до вечера. 

Утром, как правило, проходит общая встреча, где студенты и преподаватели уточняют планы на день. Очень часто заканчивается такая встреча… пением. Для датчан (и других скандинавов) хор — что-то вроде народной забавы с глубоким подтекстом. Совместное пение в буквальном смысле настаивает на единый лад, и всем участникам процесса становится легче находить общий язык. 

После общего сбора все отправляются на занятия. Затем – уборка и обед. После обеда снова идут занятия. Следом может быть совместное мероприятие, например поездка на велосипедах, а может быть просто свободное время. Потом ужин и вечерняя программа: вечеринка, занятие йогой, дебаты или еще какой-нибудь формат. Внеучебные мероприятия часто организуют сами ученики. 

На выходных занятий нет, некоторые ученики могут разъезжаться по домам, но многие остаются на кампусе и посвящают время общению в более свободном формате. 

В большинстве народных университетов образовательный процесс строится вокруг пленарных сессий и семинаров по основным предметам и факультативам. Не стоит представлять себе полутемные амфитеатры аудиторий – оба вида занятий часто проходят на открытом воздухе или в комнатах, напоминающих антикафе-коворкинги.

Деление на основные предметы и факультативы условное, в первую очередь оно зависит от выбора каждого ученика. Общих требований к программе нет. Что именно будут изучать студенты, скажем, в курсе журналистики, зависит от преподавателя и от пожеланий самих учащихся. Один преподаватель может быть профи по работе с источниками в интернете и фактчекингу, а другой души не чает в истории и медиа. 

То же касается и набора предметов. Существуют распространенные дисциплины вроде философии, кулинарии или актерского мастерства. Среди них есть дисциплины, которые могут показаться иностранцу экстравагантными, но в датских народных университетах встречаются довольно часто, например, «Мир вокруг». На этом предмете студенты изучают природу, но программа больше напоминает расписание летнего лагеря, а не университетский курс: пешие прогулки, сплав на каяках, рыбалка, овладевание навыками ориентирования по компасу и разжигания костра.

При этом преподаватель может предложить что-то совершенно новое.

— Я вела китаеведение, – рассказывает Софи Буч Хойер, бывшая преподавательница нескольких народных университетов, а сейчас главный редактор их специального издания и старейшего культурного журнала в Дании Højskolebladet. – Дело в том, что я была студентом по обмену в Гонконге в 2014 году, когда там случилась «революция зонтиков» (выступления горожан против попыток Пекина влиять на выборы в местные органы власти — Прим. «Европульса») меня эта тема захватила, и с тех пор я слежу за событиями в Китае и Гонконге» и хотела поделиться своими знаниями.

Студенты и преподаватели народных университетов

Грундтвиг был убежден, что самое эффективное время для обучения – это не детство, а юность. Речь идет, конечно, не о базовых навыках вроде чтения или счета, а о воспитании добродетельного члена общества.

В частности, Грундтвига как священнослужителя волновали вопросы морали. Он отстаивал позицию, что полностью осознать (а значит принять) христианские ценности невозможно ни в детстве, ни в отрочестве. Почему одни действия считаются добродетельными, а другие – греховными, необходимо обсуждать с молодыми людьми, у которых уже есть жизненный опыт. Похожие доводы он приводил относительно правовой грамотности, умений жить в обществе и некоторых других областей. Поэтому народные университеты он задумывал в первую очередь для молодых людей, чтобы они могли провести несколько месяцев, изучая «большой мир» как бы со стороны. Впрочем, более взрослым ученикам тоже никогда не отказывали.

Спустя две сотни лет народные университеты расширили целевую аудиторию. Теперь в их стенах можно встретить и глубокого пенсионера, а в редких случаях даже ребенка (существуют единичные программы для семей с детьми). Но костяк учеников по-прежнему состоит из молодежи.

— Всем моим студентам было около 21 года, – вспоминает Софи. – До народного университета они учились в обычных школах, а после, как правило, поступали в университеты трех самых крупных городов Дании.

Правда, по словам Софи, в народные университеты идут далеко не все молодые датчане. Во-первых, обучение платное (учитывая, что в стоимость сразу включены и образовательная программа со всеми материалами, и проживание, и еда). Стоимость сильно варьируется в зависимости от университета и программы. Короткие курсы, как ни странно, стоят дороже: например, недельная программа в среднем обходится в 600 евро, а курс, рассчитанный на 2 недели, – в 800. Стоимость долгосрочных программ варьируется от 135 до 270 евро в неделю.

Во-вторых, народный университет не выдает диплом и никак не учитывается в «послужном списке» выпускников. 

Тем не менее, датскими народными университетами все больше интересуются иностранцы. Никаких ограничений на их зачисление нет, кроме языкового барьера. Но и этот вопрос решается — некоторые университеты экспериментируют с обучением на английском языке, да и общий сайт народных университетов доступен на английском. 

В преподаватели народных университетов идут фанаты своей работы и любители общения. Многих на такой шаг вдохновляет собственный опыт обучения. Например, Софи вспоминает своего преподавателя журналистики, который очень много ей дал, причем не столько на занятиях, сколько в общении, в том самом совместном быту.

— В народных университетах социальная жизнь и чувство сообщества очень важны, и создание атмосферы доверия и взаимопомощи входит в зону ответственности учителей, – поясняет она. – Поэтому ты не можешь быть просто хорошим преподавателем, нужно быть гуманистически ориентированным человеком.

Свой собственный опыт в народном университете Софи описывает как полный «чувства сопричастности и свободы» — свободы как от стресса экзаменов, так и свободы принимать взрослые решения. Возможно, и без этого опыта она стала бы журналисткой и писала о политических процессах, интересовалась молодежными движениями и отправилась бы учиться в Китай, но народный университет помог ей утвердиться в мысли, что у нее другой путь.