Обретение голоса
Процесс получения шведами избирательных прав шел довольно долго. Сначала права избирать и быть избранными на местном уровне добились мужчины небольшого достатка, которые раньше этого права были лишены.
— В 1884 году была первая попытка дать женщинам избирательное право на выборах в общенациональный парламент, — рассказывает Мария Линд. Но тогда голосов «за» не хватило. Основным аргументом «против» стало то, что с обретением политических прав женщины будут меньше времени уделять семье.
В 1902 году в Швеции появилась национальная ассоциация, борющаяся за политические права для женщин. И 1921 году шведское общество оказалось готово не только дать женщинам право голоса, но и сделать их своими представительницами в национальном парламенте – Риксдаге.
Первые женщины в шведском парламенте
В тот год шведки не только впервые проголосовали на общенациональных выборах, но и появились в шведском парламенте. Из 230 мест 5 достались женщинам. Они представляли разные партии и разные социальные слои: потомственная аристократка, управляющая своим имением, медсестра, инспектор по охране труда, фотограф и швея, открывшая со временем свое ателье. Всех их объединило стремление сделать жизнь своих соотечественниц лучше. И взгляды на то, как этого можно добиться, у них тоже совпадали.
— Общим знаменателем для них была борьба с насилием в отношении женщин и улучшение условий жизни женщин и детей.
Как была устроена Женская школа гражданских прав
Через год после первых общенациональных выборов в Швеции пять активисток борьбы за избирательное право для женщин (двое из пяти первых женщин-депутатов, а также врач, учительница и писательница) решили открыть курсы политической грамотности для всех желающих женщин.
В своей массе женщины в Швеции знали грамоту, но среднее и высшее образование было доступно немногим. Главной целью Женской школы гражданских прав было объяснить женщинам, которые уже начали интересоваться политикой, как работает государственная машина и в чем может быть их роль в обществе:
— Когда женщины получили право голоса, появилась идея дать им возможность почувствовать на практике, что этот голос значит.
Женская школа гражданских прав открылась в усадьбе Фогельстад, принадлежащей Элисабет Тамм и ее семье. Она была потомственной аристократкой, вела хозяйство в усадьбе и была знатоком сельского хозяйства. В Риксдаге помимо женской повестки Тамм продвигала идею устойчивого земледелия и популяризировала методы ведения хозяйства, которые не обедняли бы почвы. Она же финансировала работу школы.
Школа в Фогельстаде принимала желающих по принципу живой очереди (мест на всех не хватало). За раз на курс принимали 20 учениц, а за все время работы школы – с 1922 по 1954 год – курс прослушали около 2 тысяч женщин, причем некоторые посещали его не раз.
Обучение проходило весной и летом по 3 или 6 недель в зависимости от курса (теоретического или интенсивного). А так как усадьба располагалась в сельской местности, ученицы и жили в усадьбе. Они не платили не только за обучение, но и за проживание и еду.
На курсы записывались не только представительницы самых разных профессий, от рабочих на заводах до писательниц и врачей, но и домохозяйки. Их объединяло либеральное мировоззрение и желание участвовать в жизни своей страны.
Хоровое пение, вымышленный город и лекции о репродуктивном здоровье
Фогельстадская школа предлагала два типа курсов – первый более короткий и теоретический, второй более длительный и ориентированный на практику. Впрочем, в обоих курсах ученицам предстояло и слушать лекции, и пробовать себя в роли активных граждан. И речь шла не только о том, чтобы отличать правые партии от левых и раз в несколько лет опустить в урну бюллетень.
— На курсах использовали необычные для того времени подходы, — рассказывает Мария Линд. – Их в полной мере можно считать педагогической инновацией.
Например, одним из обязательных занятий было хоровое пение.
— Пожалуй, это мое любимое занятие из программы Фогельстадской школы. Так женщины привыкали к собственному голосу и обретали уверенность для публичных выступлений.
С этой же целью в школе использовалось другое упражнение, ставшее своеобразной визитной карточкой курсов.
— Онорина Хермелин поставила зеленое кресло в середине классной комнаты. Каждый день новая женщина могла занять его и рассказать о себе. Остальные ее слушали, задавали вопросы и комментировали.
Звучит знакомо? 50 лет спустя это упражнение получило название «Сознательно-ориентированный подход», и он до сих пор часто применяется в групповых тренингах.
Но, пожалуй, самым необычным и запоминающимся упражнением была ролевая игра «Комтемотта». Это название вымышленного города, который «населяли» ученицы Школы. Они должны были вжиться в роли разных горожан: женщин и мужчин, булочников, банкиров и домохозяек.
К перевоплощению подходили серьезно – ученицам приходилось даже переодеваться соответственно ролям. Перед ними ставились задачи, которые возникают в любом городе – от необходимости ремонта улиц до побега из местной тюрьмы, и «горожане» должны были решать эти проблемы путем переговоров.
В Фогельстадской школе были и традиционные лекции. Основательницы школы и приглашенные лекторы рассказывали о разных аспектах политической и общественной жизни. Одной из приглашенных лекторов была советская активистка и писательница Александра Коллонтай, которая была послом СССР в Швеции в 1930-1945 годах.
— Когда Коллонтай приехала в Фогельстад читать лекции, перед зданием школы даже подняли советский флаг, — рассказывает Мария Линд. – Для местных жителей это выглядело очень экстравагантно. А незадолго до того, как я в 2018 году посещала Фогельстад, хозяин дома, родственник Элисабет Тамм, нашел тот самый флаг на чердаке.
Лекции читались не только о политике. Врачи делились с ученицами знаниями о репродуктивном здоровье, философы говорили о духовности и религии, историки – об истоках демократии. Школа стала одним из эпицентров распространения толерантной и либеральной мысли, необычной для Швеции того времени.
Цепная реакция
Фогельстадская школа дала свой последний курс в 1954 году. Все тридцать с лишним лет ее существования «у руля» оставались ее пять основательниц. Однако довольно вскоре после открытия школы сложилась полноценная ассоциация ее выпускниц, которые распространяли полученные знания в своих городах и общинах. Раз в год члены ассоциации собирались вместе и делились новостями, успехами и трудностями. Это неформальное объединение пережило школу почти на 20 лет.
Одна из выпускниц даже увековечила Школу в оформлении станции стокгольмского метро Эстермальмсторг (Östermalmstorg). Росписи на станции посвящены Женской школе политических прав и ее обитательницам.
— Времена изменились. Женщинам стало легче получить государственное образование в школах и вузах, в том числе в области политики, и необходимость в школе отпала, — поясняет Мария Линд.
На какое-то время о школе практически забыли, но с 1990-х годов стали появляться научные публикации, посвященные этому феномену. А образы женщин-просветительниц проникли в культуру. Например, с ними можно познакомиться на выставке британской художницы Оливии Плендер, которая сейчас располагается в резиденции посла Швеции в России, а позже частично будет показана на других площадках.
За последние 100 лет Швеция сильно изменилась. Сегодня в детских садах и школах девочек и мальчиков поддерживают одинаково во всех начинаниях, в том числе подталкивают их активно участвовать в общественной жизни. В школах есть политические кружки и группы активистов, где юные шведы могут в деталях познакомиться с политической системой страны. А в национальном парламенте почти половину мест (46%) занимают женщины.
«Европульс» благодарит посольство Швеции в России за помощь в подготовке материала.